Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 февраля 2017 г.
  4. № 5 (6585) (07.02.2017)
Искусство

Оружейник и рисовальщик

Выпуск 5 (14)

08 февраля 2017

Орнаменты Амета Калафатова широко использовались художественными артелями в Крыму

Амет Калафатов – один из самых ярких, одарённых представителей крымско-татарского изобразительного искусства довоенного периода, мастер-оружейник, чеканщик, создавший за полувековой период своего творчества около 300 оригинальных орнаментов для настенных росписей, тканей, вышивок, чеканных работ. Участник крымских, всесоюзных и зарубежных выставок, с 1940 г. член Крымского союза художников.

Амета Калафатова искусство влекло с детства. И.К. Айвазовский предлагал способному мальчику обучение в своей мастерской, но верующие родители отказались от предложения, не желая идти против шариата. Ему пришлось стать чеканщиком по профессии. Он научился этому ремеслу с 12 лет, когда его семья поселилась в Карасубазаре, где были особенно сильны традиции медно-чеканного мастерства. Позже работал подмастерьем в мастерской сундучника. В 1922 г., переехав в Симферополь, открыл собственную мастерскую. В начальный и зрелый период своего творческого пути Калафатов был известен как отличный мастер-оружейник не только в Крыму, но и за его пределами. По свидетельству сотрудника Крымского этног­рафического музея Ю.С. Вайсенгольда, одно из ружей, украшенных Калафатовым, находится в Музее оружия в Туле. Он обладал острым чутьём формы и рисунка, богатой памятью узора и живой творческой фантазией. Создавая свои узоры, чеканя их на металле, мастер выработал безошибочно точный глазомер, твёрдую руку, довёл до предельной чёткости свои декоративные композиции. Внучка Калафатова Диляра Галактионова – по основной специальности врач и известный в настоящее время в Узбекистане и за его пределами художник декоративно-прикладного искусства – пишет в своих воспомина­ниях: «…дед изготовлял ружья изумительной красоты, покрытые золотым узором… далее ствол ружья и «щёчки», которые монтировались по обеим сторонам около курка, были готовыми, дед только украшал их, но приклад он делал сам. Я могла наблюдать, как кусок орехового дерева в его умелых руках постепенно превращался в приклад. Видела, как дед красил и полировал его до блеска, прикрепляя к нему узорчатые пластинки».

После конфискации мастерской в 1933 г. А. Калафатов стал заниматься исключительно рисованием. Особенно быстро он овладел техникой рисунка пером. Этот способ напоминал старому чеканщику работу штихелем. Постепенно творческие поиски приводят мастера к цветной туши, с помощью которой он достиг удивительных эффектов. За два года работы А. Калафатов создал около трёхсот полихромных и монохромных композиций узора.

П. Чепурина писала о мастере: «Для А. Калафатова характерна чрезвычайная широта стилистических поисков, указывающая на то, что он хорошо знаком с различными национальными орнаментами народов Востока. На этом знакомстве базируется его новаторство. Но мастер, как это показывает его графика, превосходно знает и историю своего искусства, обладающую такими замечательными произведениями, как росписи Ешиль-Джами и памятники Азиса близ Бахчисарая, как резьба Эски-Крыма и Чуфут-Кале. Уже в акварельных рисунках, выполненных в 1937 г., мастер развивает эстетические принципы народного узора, вводя новую трактовку растительных форм цветка в три четверти, использует ракурс. Он вводит объёмность в ряд деталей узорной композиции, оживляя традиционную декоративную плоскостность узорных плетений… Он применяет сочетание коричневого, жёлтого и чёрного тонов, новое для крымско-татарского народного творчества. Чёрный тон употреблён в разреженном виде, в обрамлении сердцевидных деталей узора. В пальметовидные мотивы мастер вводит рубиново-красный тон».

23-2-5.jpg

Ряд композиций, созданных А. Калафатовым, родственен народному узору Анатолии, орнаментальным формам народного творчества Ирана, однако переработанным и вплетённым в собственный стиль. В чеканном узоре по блюду «сини» традиционное членение круга на шесть орнаментированных сегментов А. Калафатов заменяет на пятиконечное, создавая звезду, гармонично вписанную в узорные обрамления. Наряду с изображениями стилизованных кипарисов, мастер создаёт мотивы, напоминающие китайскую трактовку цветка.

Анализируя рисунки мастера, нетрудно заметить, что целый ряд новых композиций не уступает по своему эстетическому совершенству высокохудожественной традиции народного узора. Старость мастера стала молодостью одного из новых видов народного творчества Крыма. Новая узорная графика – это чрезвычайно ценная ветвь преобразующегося искусства.

В апреле 1925 г. А. Калафатов по персональному приглашению участвовал в Париже в Международной выставке декоративных искусств, где экспонатам Крыма была присуждена серебряная медаль. Его работы экспонировались в сентябре 1927 г. в Москве на выставке искусств национальностей СССР, в мае 1935-го в Московском музее восточных культур на выставке татарского и караимского искусства, в 1937 и 1939 гг. на выставках в Симферополе, в 1938-м в Ялтинском восточном музее.

В 1938 г. орнаменты Калафатова приобрёл отдел восточных культур Третьяковской га­лереи, пять орнаментальных композиций, выполненных на деревянных досках, приобрёл Ленинградский этнографический музей, десять орнаментальных композиций пополнили Симферопольский художественный музей. Образцы орнаментов А. Калафатова для Московского Дома народного творчества были приобретены П.Я. Чепу­риной.

Калафатова приглашали в г. Бахчисарай для создания орнаментальных росписей в период реставрации ханского дворца-музея. Его работы хранятся в крупных музеях мира: Париже, Лондоне, Петербурге, Пекине, Москве.

Амет Калафатов, сотрудничая с редакцией газеты «Красный Крым», создавал крымско-татарский национальный орнамент для обложек книг и журналов. По заданию газеты выполнял графические работы орнаментального характера для газет с 1936 по 1938 г.

Орнаменты Калафатова, созданные на основе крымско-татарского народного искусства, широко использовались в Крыму разными художественными кустарными артелями и некоторыми ткачихами и вышивальщицами.

Он был всесторонне образованным человеком, имел обширную библиотеку, владел иностранными языками, играл на музыкальных инструментах, пел.

По стопам деда пошли его внуки и правнуки: Мансур Ваапов (ныне покойный) руководил в Самарканде (Узбекистан) художественной мастерской, Риза и Рустем Вааповы – художники-оформители, Галактионова Диляра и её дочь Эльвира – художницы-золотошвейки, Галимов Асан – художник, член Союза художников и Союза мастеров Украины, Галимов Мурат – высококлассный мастер-прикладник по металлу, Галимовы Мустафа, Амет и Рефат – также мастера по металлу.

Нурия Акчурина-Муфтиева


«ЛГ»-ДОСЬЕ

23-акчурина.jpg

Нурия Акчурина-Муфтиева

– доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Крым. Научные интересы: крымско-татарское декоративное искусство, искусствоведение, культурология, педагогика. Крымский инженерно-педагогический университет, кафедра декоративного искусства, руководитель магистерских программ. Автор монографий: «Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV – первой половины XX вв.», «Ислам в истории и культуре Крыма. Разделы: Мусульманская архитектура Крыма; Декоративно-прикладное искусство мусульман Крыма. /Учебное пособие для учителей общеобразовательных школ (колл. авторов)», «Искусство Крымского ханства. Колл. монография: История татар с древнейших времён. Т. 4.», «Крымско-татарское женское головное покрывало в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника. (авторы: Акчурина-Муфтиева Н.М., Абдураманова С.Н.) Каталог» и др.

Автор учебных пособий по педагогике: «Развитие творчества в изобразительной деятельности детей», «Развитие детского творческого конструирования из бумаги» и др. Живёт в Симферополе.

Тэги: Крым Творчество
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Америка многим обязана России»

    27.08.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно. Часть вторая

    12.07.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно

    26.06.2022
  • Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

    18.05.2022
  • Житейские неурядицы иногда помогают писать, а иногда мешают

    15.04.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно

    140 голосов
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно. Часть вторая

    114 голосов
  • Писатели против Тотального диктанта

    105 голосов
  • Наталья Поклонская: „Не надо марать святыни!“

    80 голосов
  • Россия отстает от мирового «поезда»

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS