С тех пор как в 1948 году на Москве-реке появились первые специальные речные трамвайчики «Москвич», водные прогулки стали популярнейшим среди жителей и гостей столицы видом весенне-летнего отдыха.C воды можно увидеть самые лучшие панорамы города, сделать уникальные фотографии памятников зодчества с самых необычных ракурсов. Самый «топовый» маршрут, безусловно, по центру Москвы – от причала «Киевский вокзал» до причала «Новоспасский мост» или в обратном направлении.
На Пречистенской набережной мы обязательно обратим внимание на краснокирпичное здание, напоминающее сказочный древнерусский терем. Это бывший дом мецената и коллекционера живописи Ивана Евменьевича Цветкова. Почти всю жизнь он прослужил в Московском земельном банке, благодаря своему упорству, трудолюбию, целеустремлённости и большим способностям к точным наукам сделал там блестящую карьеру. После посещения Третьяковской галереи в судьбу Цветкова стремительно и властно вошло искусство, так что он уже не мыслил существования без него. Собирал картины, акварели, графику, даже черновые наброски русских художников.
Вскоре его особняк в Кривоарбатском переулке уже не вмещал разросшуюся коллекцию, и тогда Иван Евменьевич осенью 1898 года приобрёл пустопорожний участок близ Пречистенки и задумал там сооружение нового дома в русском стиле. Всю планировку он составил сам, исходя из того, чтобы расположение и освещение комнат соответствовали именно картинной галерее.
Работы по проектированию и художественному оформлению были поручены художнику В.М. Васнецову. Виктор Михайлович подошёл к заказу со всей ответственностью. Так, в столярных мастерских дважды заказывались для наглядности небольшие модели будущего дома со всеми пропорциями.
В итоге двухэтажное строение действительно стало напоминать боярские палаты XVII века, богато декорированные наличниками, широким поясом «поребрика», изразцовой мозаикой по фронтону и карнизам. Внутреннее убранство также было решено в духе допетровской России: деревянные резные сундуки и лавки, массивные люстры на потолке, точно копирующие новгородские паникадила эпохи Иоанна Грозного.
Но изюминкой дома стала сама галерея, где были представлены работы А.П. Лосенко, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, П.А. Федотова, В.Г. Перова, И.И. Крамского, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова И.И. Левитана и др. В залах вдоль стен размещались стеклянные витрины с акварелями и эскизами.
Цветковское собрание быстро увеличивалось и вскоре оказалось лучшим в Москве после Третьяковки. В особняк на Пречистенской набережной приезжали многие видные деятели своего времени, а однажды здесь побывал лично император Николай II.
В 1909 году коллекционер передал особняк и коллекцию в дар городу, оставив за собою право проживания в доме, его переделки по необходимости, а также возможность пополнения коллекции по своему усмотрению.
После кончины Цветкова (февраль 1917-го) строение отремонтировали и окончательно приспособили под музей. Какой-то период он даже побыл филиалом Третьяковки, но затем коллекция перестала существовать как единое целое: большинство разбросали по провинциальным музеям, около сотни картин и рисунков остались в Москве.
Впрочем, судьбе было угодно ещё раз прославить здание: во время Второй мировой войны здесь разместилась французская военная миссия, предназначенная для приёма армейских частей, которые по соглашению стран антигитлеровской коалиции формировались в СССР для действий на советско-германском фронте. Среди них – эскадрилья – та, что стала впоследствии прославленным авиаполком «Нормандия – Неман».
Во второй половине 40-х годов старый особняк переходит в ведомство УпДК (ныне ГлавУпДК при МИД России), и до недавнего момента тут располагалась личная резиденция военного атташе Франции.
Дом в целом хорошо сохранился и соответствует первоначальному авторскому замыслу, поэтому реставрационные работы, предпринятые ГлавУпДК в 2016 году, касались только фасадов и кровли. Немаловажно, что работы эти проводились без отселения, с учётом официальных посольских мероприятий.
Первым делом были произведены вычинка и, по необходимости, замена лицевой части кирпичной кладки стен; расчистка от многочисленных наслоений и инъекционная обработка абсолютно всех швов. После этого кирпичный декор был заново окрашен в соответствии с историческими фотоматериалами. Заново оштукатурили и окрасили также поверхность обрамления входа в здание, откосы некоторых окон, свод и внутреннюю поверхность кладки парапета крыльца, внутреннюю поверхность парапета балкона.
Значительные повреждения и утраты имели декоративные изразцовые вставки, а то, что сохранилось, было покрыто плотным слоем грязи – ведь рядом пролегает магистраль с интенсивным транспортным потоком. Работы по реставрации изразцов начались сразу после окончания работ по кирпичной кладке и сезонного просушивания фасадов.
Несколько утраченных и сильно повреждённых изразцовых фрагментов изготовили заново по аналогам, остальные (деструктированные черепки и глазурь) были на месте расчищены, законсервированы и докомпонованы. На заключительном этапе восстановленную керамику покрыли защитным лаком. Благодаря реставраторам вновь появились столярные заполнения внешней нитки окон и окон-люкарен; площадки крылец главного и дворового фасадов из натурального камня; деревянные въездные ворота, воссозданные опять-таки по архивным источникам. Наконец, убраны поздние металлические ворота и отреставрирована кирпичная ограда, в том числе вдоль Курсового переулка. А главный фасад по-прежнему украшен мемориальными досками в честь Ивана Евменьевича Цветкова и в честь погибших лётчиков эскадрильи «Нормандия – Неман».
Александр Алиев
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Георгий Орлов,
главный архитектор ГлавУпДК при МИД:
– Достаточно обширный объём работ проводился нами на кровле. Так, позднее черепичное покрытие основного объёма из оцинкованного листа заменено на черепицу из титан-цинка; из того же современного и долговечного материала выполнены металлический резной подзор по периметру свеса кровли и утраченное коньковое завершение шатра над дымниками. Помимо этого, воссозданы водосточные воронки и трубы, утраченные элементы решёток на окнах цокольного этажа. В нашей работе мы учли опыт реставрации другого объекта, арендуемого посольством Франции и близкого по архитектурному стилю, – дома Игумнова на улице Большая Якиманка. До недавнего момента и здание бывшей Цветковской галереи походило на потемневший от времени дорогой ковёр, теперь же оно засияло свежими красками, а, кроме того, повышены его эксплуатационные параметры.