Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 февраля 2020 г.
  4. № 5 (6723) (05.02.2020)
Искусство Культура История Рецензия

Под сенью скипетра

05 февраля 2020

Последний номер минувшего года журнал «Русское искусство» посвятил Российскому императорскому дому: «Романовы – творцы и покровители искусства». Разговор, начатый на страницах издания больше десяти лет тому назад, получил своевременное продолжение.

 

В любом государстве процветание искусств во многом определяется тем, насколько открыты навстречу прекрасному сердца и души первых его лиц. Но выбор темы номера был обусловлен не столько этим очевидным фактом, сколько желанием редакции как можно полнее отразить реалии российского выставочного процесса, а потому среди авторов – сотрудники ведущих музеев, активно в нём участвующих. Так, статья доктора наук Ольги Дмитриевой «Большой тур» Петра I» сопровождает выставку в музеях Московского Кремля, показывающую неукротимого императора с неожиданного ракурса – как коллекционера и художника. Григорий Голдовский рассказывает о масштабном проекте Русского музея «Сага о Романовых», основу которого составляет не официозный государственно-политический, но личностный подход к представителям императорской фамилии.

Екатерина Великая никогда не была в Англии, но её любовь к романтичным и вместе с тем таким естественным английским паркам на столетие вперёд определила облик не только царских резиденций, но стиль и дух русской дворянской усадьбы. О собрании видовой английской гравюры, в котором императрица черпала отраду и вдохновение, рассказывают сотрудники музея-заповедника «Царское Село» Лариса Бардовская и Ираида Ботт. А Ольга Докучаева проводит читателя по лабиринту изысканно-сложной архитектурной игры, ради которой государыней была задумана подмосковная резиденция Царицыно.

Этот личностный подход к членам венценосного семейства, словно камертон, определяет звучание номера. Елена Жерихина рассказывает о судьбе Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, не только вдохновительницы поэтов и художников, но и выдающейся благотворительницы, женщины необыкновенного обаяния и огромной внутренней силы. Александр Закатов восполняет пробелы в биографии Виктории Фёдоровны, жены великого князя Кирилла Владимировича, очень ярко и интересно проявившей себя в художественном творчестве. А Лариса Черкашина рассказывает о сестре последнего императора – великой княжне Ольге Александровне, наделённой светлым и полнозвучным живописным талантом.

Журнал редко выстраивает свои номера по хронологическому принципу. Этот открывается рассказом о чудотворной иконе Богоматери Феодоровской, которой инокиня Марфа, в миру боярыня Ксения Шестова-Романова, благословила на царство своего сына Михаила Фёдоровича. А завершается очерком о роли императора Николая II в формировании неорусского стиля в архитектуре. И такая структура номера только усиливает скрытый посыл, адресованный читателю, – отечественная культура являет собой непрерывный поток, перетекающий из прошлого в будущее, из которого, как из многоводной реки, невозможно вычленить отдельные «ручейки».

 

Тэги: Россия Журнал Русское искусство Пешкова Виктория
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Голос партии, голос демократии

    04.11.2024
  • Культура – это отбор

    21.03.2024
  • Секрет успеха

    17.03.2024
  • Смыслы скрытые и явленные

    29.02.2024
  • «Нева» осиротела

    14.02.2024
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS