Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 февраля 2020 г.
  4. № 5 (6723) (05.02.2020)
Литература Библиосфера Рецензия

Построить дом и перестроить жизнь

05 февраля 2020

Александр Торопцев. Домодедовские истории. – М.: Вече, 2019. – 256 с. – (Русская проза).– 500 экз.


В книгу Александра Торопцева «Домодедовские истории» вошли повести «Свет в окне», «Год ГУМа» и циклы миниатюр «Квадратик неба синего» и «Дагестан-71». Написанные на автобиографическом материале, искренние, глубоко прочувствованные, эти произведения с отчасти повторяющимися сюжетами сливаются в одну цельную книгу – книгу о жизни Славы Торбова.

Открывающая сборник повесть «Свет в окне» рассказывает о детстве героя – послевоенные годы, великие стройки, люди, поднимающие разрушенную войной страну из руин, мать-одиночка, растящая своего сына. Образ матери, любящей, заботливой, ласковой – и одновременно непутёвой, прибегающей к помощи «зелёного змия», выписан автором с щемящей нежностью и печалью.

На фоне этой трагедии (а для любящего сына пьющая мать – это подлинная трагедия) главный герой рано взрослеет. Ещё будучи совсем ребёнком и не понимая до конца происходящего, он инстинктивно берёт мать под свою опеку, неумело стараясь утешить, развеселить («Угрюмыми словами он ласкал маму…»). Но при этом, как ни парадоксально, герою удаётся надолго сохранить детское, чистое ощущение мира.

Это отчётливо видно в повести «Год ГУМа», где перед нами уже взрослый герой, работающий грузчиком. Слепленный из другого теста, он не вписывается в гумовский мир спекуляций и наживы, мечтая заработать немного денег и вернуться в университет.

Таким же целеустремлённым и честным тружеником Слава Торбов предстаёт перед читателем в последнем цикле, «Дагестан-71», рассказывающем о жизни в стройотряде (примечательно, что книга начинается и заканчивается стройкой; композиция замыкается в кольцо. Строя дома, герой словно заново выстраивает и собственную жизнь…). Эти миниатюры интересны и тем, что в них герой выступает одновременно и повествователем. Отличает этот цикл и язык: в сравнении с повестями он более образный, более щедрый на средства выразительности, благодаря чему с новой, неожиданной стороны раскрывается внутренний мир главного героя – читатель узнаёт в нём художника…

Всестороннее раскрытие образа главного героя – одна из больших удач книги: Слава Торбов встаёт перед читателем как живой, становится на время нашим хорошим знакомым...

Ещё одна изюминка книги – это портретные зарисовки, которые удаются Александру Торопцеву, пожалуй, лучше всего. Например, так автор рисует одного из эпизодических перонажей: «Петя не всегда посещал танцы. Часто мальчишки бегали за ним, любителем бродить по вечернему посёлку. Крепкий он был человек, с медвежьим шагом и глазами голубыми, замутнёнными какой-то бедой, из-за которой, болтали старухи у подъездов, ему даже пришлось месяц в психушке провести. Лет Пете было за тридцать…»

Внимание к людям, подлинная человечность составляют основу авторского мировоззрения, через призму которого Александр Торопцев показывает нам мир. И мир в таком преломлении становится чуточку лучше и добрее.

Людмила Тарасова

 

Тэги: Книга Книжный ряд Людмила Тарасова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS