Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2013 г.
  4. № 50 (6443) (18.12.2013)
Искусство

Не для житейского волненья

Со сцены снова звучат стихи

18 декабря 2013

Спектакль «Нездешний вечер» – один из первых в репертуаре театра «Сфера». В смысле из самых первых вообще, можно сказать, с него и началась «Сфера».

Его поставила основательница театра народная артистка России Екатерина Еланская ещё в 1981 году, а восстановил сын Екатерины Ильиничны, народный артист России Александр Коршунов. Постановка посвящена памяти её создательницы.

Прежде всего аплодирую и воздаю должное чрезвычайно нужной идее – идее возрождения поэтического театра.

И вот пожалуйста: снова зал, сцена, снова читают стихи. Читают актёры, читают в театре, зал полон, и значит, необходимость в поэзии жива.

Основа представления – отрывки из эссе Марины Цветаевой, написанного на смерть Михаила Кузмина. На сцене – две героини, прелестная и восторженная (Н. Шмелёва), она ломаный горький цветаевский текст произносит так, словно ещё оставалась надежда на какую-то радость в том безнадёжном пустом мире. Другая постарше (заслуженная артистка России И. Мреженова), вся в тёмном, траурном, уже осознавшая, что старый мир не вернётся, и друг не вернётся, и стихи никому не нужны, – у неё и голос звучал ниже, трагичнее, и улыбалась она словно нехотя, через силу.

В этой поэтической композиции (так определён жанр постановки) фрагменты прозы перемежались множеством стихов в исполнении разных актёров. Были и молодые артисты театра, и приглашённые гранды (народные артисты России Е. Симонова, Л. Гребенщикова, Е. Киндинов, В. Баринов). Кто-то читал одного автора, как Симонова – Северянина, а, например, у Киндинова была целая подборка поэтов, причём из разного времени. Блок с Гумилёвым, Самойлов, Рыжий и – неожиданно – зачем-то Арабов.

Признаться, странным показался мне этот выбор. Понятно, что публика обожает демократичную ироничную поэзию; почитать смешное – беспроигрышный вариант; но здесь это «смешное», к сожалению, диссонировало с драматической, пронзительной тональностью вечера, выбивалось из настроя.

Вообще подбор авторов был не совсем оправданным. В спектакле звучат несколько раз, в разном исполнении, Северянин, Блок, Самойлов, но нет Есенина и Мандельштама, нет Бальмонта и Брюсова, нет Заболоцкого и Вознесенского.

Во-первых, их лирика прекрасно дополнила бы цветаевскую основу, а во-вторых, стихи этих поэтов легко воспринимаются на слух, в отличие, скажем, от Набокова, которого лучше читать, чем слушать. Разумеется, у любого поэта есть вещи более или менее подходящие для сцены, и вот в этом случае и необходима, на мой взгляд, точность выбора.

Видимо, актёры в ряде случаев сами выбирали произведения для спектакля, но здесь, пожалуй, оказалось бы полезным вмешательство редактора и режиссёра, вообще сторонний взгляд, чтобы стихотворная подборка звучала более органично.

И, конечно, хотелось бы, чтобы репертуар стихотворений не оставался застывшим, а менялся.

Из актёрского состава очень хорош Евгений Киндинов, кстати, единственный, кто участвовал в самой первой постановке «Нездешнего вечера». Он свободно чувствовал себя в необычном пространстве «Сферы», охватывал своим обаянием всех сидящих по кругу зрителей; это было блестящее исполнение талантливого мастера.

Евгения Симонова с упоением читала прекрасные стихи Северянина, она их почти выпевала, и настолько заразительно, что так и хотелось начать ей вторить: «И внимая Шопену, полюбил её паж».

Яркие удачи, выступления, запавшие в душу, – у артистов театра. Елена Елова читала отрывок из «Про это» Маяковского, Евгения Казарина – «Хочу я быть невестой…» Ахмадулиной, а Денис Береснев – «Поэтов» Блока; и делали это завораживающе вдохновенно.

В фойе после спектакля случайно услышала разговор двух зрительниц. Жаль, сказала одна, что было так мало легко узнаваемых стихотворений, тех, что, так сказать, на слуху. Я бы, сказала эта дама, с удовольствием проговаривала про себя любимые строки вместе с актёром.

Ну а кому-то, наоборот, радостно было услышать новые для себя стихи, узнав автора по манере. Тут, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Состоялось главное: не хотелось в тот вечер быстро потерять настрой души, переключиться с «высокого» на бытовое, расстаться с поэзией.

Алёна БАШКИРОВА

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Алёна Башкирова

Театральный обозреватель отдела "Искусство" в "... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS