Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2013 г.
  4. № 50 (6443) (18.12.2013)

«Сочинение» в сильной позиции

18 декабря 2013

В опубликованном недавно перечне поручений по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству есть пункт, состоящий из 50 слов, смысл которых ускользает от неподготовленного читателя: «принять меры по совершенствованию… исходя из необходимости повышения требований к результатам… и необходимости учёта…» Но в конце – в сильной позиции, как говорят учёные-филологи, – стоит слово «сочинение». И это слово всколыхнуло готовую к волнениям общественность. «В школу возвращают сочинение!», «Возвращается экзамен по литературе в форме сочинения!» – обе эти новости породили много надежд и опасений.

Но пока волноваться не из-за чего. Сочинение из школы не уходило. Даже готовясь к ЕГЭ по русскому языку, выпускники учатся писать связные тексты, высказывать своё суждение и доказывать его (оставим в стороне вопросы, по которым должны высказываться выпускники).

Может быть, речь идёт о сочинении по литературе? Но и по литературе сочинения никто не запрещал. Другое дело, что обучать написанию сочинений очень трудно и успех не гарантирован: не каждый ученик может прочитать толстую программную книжку, а если не прочитает, учить его высказываться о книжке бесполезно и безнравственно. А всех, кто способен породить внятный текст о прочитанном, учить этому, конечно, нужно. Многие учителя так и делают. Не все, разумеется. Вот, например, некоторые новосибирские студенты-филологи, участвовавшие в опросе журнала «Русский язык», писали, что в школе вообще мало на уроках занимались литературой, а оценки им ставили даже в старших классах за выученные наизусть стихотворения. Но тут уж проблема не в письменных работах, а в добросовестности и уровне подготовки учителя. Или в условиях его работы, что тоже очень важно: если часов мало, начальство требует высоких результатов обязательного экзамена – ЕГЭ по русскому, а литературу никому не сдавать, приходится выбирать, чем заниматься всерьёз.

Что касается экзамена по литературе в форме сочинения, то ведь именно так и устроен ЕГЭ. Выпускник, сдающий этот экзамен, должен написать большое сочинение, а кроме того – ещё четыре поменьше, примерно по 10 предложений каждое. А тестовых вопросов с выбором правильного ответа («Любил ли Онегин Татьяну?», «Какое платье было на Анне Карениной?»), которыми смешат или пугают друг друга некоторые авторы, в таком экзамене нет. ЕГЭ по литературе унаследовал от традиционного выпускного сочинения и необходимость внятного развёрнутого высказывания, и все связанные с этим минусы. Противники выпускного сочинения говорили о массовом списывании и сборниках «золотых сочинений» – ЕГЭ сопровождается массовыми «сливами» и «вбросами» тем. Проверяют сочинения по-прежнему люди, а значит, объективность оценок опять под сомнением. Поскольку подпись проверяющих теперь под оценкой не стоит, а работы в экзаменационную страду очень много, качество проверки бывает очень низким; добиться правды на апелляции почти невозможно, честь мундира защищается, как правило, всеми средствами.

Принципиальные отличия ЕГЭ по литературе – экзамен стало сдавать труднее (несколько тем за более короткое время, нельзя пользоваться текстами произведений), но он необязательный.

Когда-то мы, учителя-словесники, были очень огорчены отменой выпускного сочинения. Многие наши тогдашние опасения подтвердились: и статус предмета понизился, и читать наши выпускники в целом стали меньше. Но мы научились извлекать из новых условий и некоторую пользу и теперь более свободны и в выборе тем для обсуждения (по-прежнему литературных, разумеется), и в выборе тем для сочинений, которые предлагаем ученикам.

Хотим ли мы возврата к обязательному? Боюсь, кое-что утрачено, что-то переломано и не срастётся или срастётся криво…

Вот чего наверняка хочет большинство педагогов, так это свободы от бессмысленных отчётов, времени для экспериментов и спокойных размышлений. А для этого нужно, чтобы нас и детей не дёргали поспешными тотальными переменами и директивами, которые к сущности имеют мало отношения, а сил отнимают много.

Но, кажется, пункт «Поручений», с которого мы начали, ничего радикального и не обещает. Если прибегнуть к приёму свёртывания суждений, который я рекомендую ученикам, чтобы они лучше понимали прочитанное, получится вот что: нужно учитывать при выставлении итоговой оценки и ту оценку, которую получит ученик за публичную защиту индивидуального проекта в форме сочинения. Слова «обязательный» тут нет. Есть другие слова, смысл которых методическому сообществу непонятен. Что такое «публичная защита индивидуального проекта в форме сочинения?». Подождём. Может, нам разъяснят. Может, забудут. Может, предпишут обязательное исполнение (потому что, как говорил пристав в «Борисе Годунове», «не всяко слово в строку пишется. Читай: изловить и повесить»).

Пока мы рассуждали, президент в Послании Федеральному Собранию сообщил о новом поручении: «…начиная со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения». Ясности не прибавилось.

Но мы не станем уподобляться самому несимпатичному персонажу из платоновского «Котлована» – «активисту общественных работ по выполнению государственных постановлений и любых кампаний», о котором сказано: «Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения, точно подглядывал в страстные тайны взрослых, центральных людей. Редко проходила ночь, чтобы не появлялась директива, и до утра изучал её активист, накапливая к рассвету энтузиазм несокрушимого действия».

Мы будем рациональнее использовать свой энту­зиазм.


Тэги: Сочинение Литература в школе
Обсудить в группе Telegram

Надежда Шапиро

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Гоголь forever

    06.06.2018
  • Можно ли простить измену?

    14.02.2018
  • И сочинение – не панацея

    21.06.2017
  • Муки творчества и расчёт

    25.01.2017
  • Мостик в прошлое и будущее

    28.12.2016
  • Быт? Бытие?

    73 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Можно ли простить измену?

    54 голосов
  • Функция абзаца

    28 голосов
  • Мостик в прошлое и будущее

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS