Уровень освоенного подростками материала оказался на границе бакалавриата и магистратуры
Есть в науке область, которая востребована практически каждым человеком. Открытия и изобретения тут нередко в буквальном смысле вопрос жизни и смерти. Это медицина. Благодаря развитию технологий в традиционной науке всё более закрепляется новое направление – телемедицина.
Сегодня, говоря о ней, каждый подразумевает что-то своё.Чаще всего имеются в виду два направления: проведение тех или иных медицинских мероприятий без врача и удалённое консультирование или частичная постановка диагноза.
В широком смысле телемедицина – это применение информационных технологий в медицинских процессах. В том числе технологий связи. На пути её развития немало рисков. С телемедициной связан целый пласт вопросов безопасности. Устройства должны быть безопасны в использовании, производить не инвазивные, косвенные измерения. Крайне важна их точность, что подчас критично при постановке диагноза. Ещё тема: информационная безопасность. Ведь речь не просто о персональных данных, а о личной медицинской информации, требования к хранению, передаче и обработке которой весьма серьёзны.
Развитие телемедицины возможно только в случае прогресса сразу в нескольких областях науки и техники. Это и точное приборостроение, и различные технологии машинного обучения, и совершенствование средств связи. Но самое главное – телемедицина немыслима без подготовки общества к её использованию. Например, сегодня закон запрещает удалённую коммуникацию врача и пациента. Этой правоустанавливающей норме более 15 лет, наверняка она будет совершенствоваться. Как и общая этика использования телемедицины.
Несмотря на то что эта тема на первый взгляд отнюдь не детская, за её разработку взялись дети. Вернее, подростки от 14 до 17 лет, приехавшие в школу «Лифт в будущее» из разных мест России. Им предстояло не просто основательно изучить всё, о чём говорилось выше, но и попробовать создать некое новое устройство или технологию.
– Сначала мы пытались понять, что такое здравоохранение в нашей стране, какие проблемы особо актуальны. Изучили применение перспективных технологий, ознакомились с международным опытом и новыми трендами, – рассказывает Людмила Виткевич, руководитель направления IT и телекоммуникации. – В итоге выявили пять основных причин смертности в России и решили взяться за одну из них – диагностику и мониторинг заболеваний дыхательных путей.
Ребятам предстояло создать обширную информационную систему, включающую все этапы работы с информацией: сбор данных, их предобработку, запись и хранение, обработку и выдачу результатов.
Сбор данных осуществлялся с электронного стетоскопа, который записывал аудиофайл ритма дыхания человека. Далее следовало создание довольно необычной базы данных, состоящей из постоянно подгружаемых данных с электронного устройства и специально разработанного опросного листа. Плюс дополнительная медицинская информация по симптоматике дыхательных заболеваний. Потом аудиофайл обрабатывался на предмет поиска подозрительных шумов, и на основании этого принималось решение о дальнейших действиях.
– Ребята досконально проработали всю архитектуру проекта, – говорит Людмила Виткевич, – определили этапы, на которых должен быть контроль информации, где могут быть задействованы партнёры и какие ресурсы потребуются. Отдельная сложность – закрытое хранение медицинских данных. Проект состоял из двух частей, между которыми надо было наладить взаимодействие. С одной стороны, сбор информации от пациента, с другой – её обработка. Ребята справились блестяще. За две недели проектирования получили прототип работающей системы. Думаю, даже не всяким профессиональным разработчикам такая задача по плечу.
Но «Лифт в будущее» – это прежде всего школа. Ключевое – образовательный эффект. Проект можно считать успешным, когда руководителям и кураторам удаётся показать, что такое комплексный подход и инженерное проектирование, как соотносятся требования пользователя с требованиями реальных инженеров, как это переплетается с условиями рынка, юридическими аспектами и логикой ценообразования.
– Уровень освоенного детьми материала лежит на границе бакалавриата и магистратуры, – отмечает Ксения Гнитько, руководитель конструкторского бюро направления IT и телекоммуникаций, сама в прошлом выпускница школы «Лифт в будущее». – Многие из ребят всерьёз задумались, зачем в реальной жизни нужны навыки, которым они обучались в обычной школе. Самое же ценное для нас – победный возглас «Заработало!», когда длинные ТЗ и сложные схемы превращаются в нечто материальное.
Ева Резван
АВТОРИТЕТНО
Дмитрий Калинин, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами филиала ПАО «МТС»:
– Телемедицина особенно актуальна в нашей стране в связи с тем, что очень много людей живёт за сотни километров от медицинских учреждений. Её применение может стать необычайно широким, причём как коммерческое, так и социально ориентированное. Телемедицина может быть особенно полезна для флота и армии. А, скажем, в районах вирусных эпидемий в силах существенно снизить риски для работающих там врачей.
"...Устройства должны быть безопасны в использовании, производить не инвазивные, косвенные измерения. Крайне важна их точность, что подчас критично при постановке диагноза...."
Я ничего не смыслю в медицине, но в молодости изучал такие интересные предметы, как, Метрология, Электрические Измерения, Радиоизмерения Автоматика, Телемеханика и прочие, так или иначе, с ними связанные.
Поэтому слегка представляю себе, какая разница между косвенными и прямыми измерениями.
Такого термина, как «инвазия» я что-то не припоминаю.
Спросил у мудрого Яндекса, что это за зверь и понял, что это медицинский термин.
С точки зрения метрологии «инвазивные измерения» ближе к прямым измерениям (предполагают прямое проникновение измерительного инструмента в измеряемый объект).
«Не инвазивные» - те же самые косвенные, на которые в медицине накладываются очень строгие ограничения, которые категорически исключают проникновение измерительных инструментов внутрь исследуемого объекта.
Косвенные измерения ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ дают меньшую точность, чем прямые.
Насколько в каждом конкретном случае результаты КОСВЕННЫХ измерений отличаются от результатов ПРЯМЫХ измерений, зависит от избранного метода (в метрологии есть такое понятие, как «Методическая Погрешность») и, соответственно, конструкции измерительного прибора.
Вспомнил смешной случай.
В начале 90-х годов, когда в нашем обществе ещё была эйфория от ожиданий «чуда», которое во всех сферах жизни даст нам «конверсия» оборонных предприятий, я общался с одним парнишкой, который вознамерился сделать большие успехи на перепродаже одного измерительного прибора, производство которого вроде как пыталось наладить одно пока ещё не совсем разрушенное предприятие нашего ВПК.
Он уже броскую рекламу к своему «бизнесу» сочинил и проект договора поставки.
Собирался впаривать животноводам прибор для экспресс-анализа на белок и ещё на что-то таких продуктов, как сено и ещё что-то съедобное, чем кормят коровок, свинюшек и прочую живность.
С его слов зоотехнику достаточно было сунуть щуп внутрь копны с сеном или в мешок с комбикормом, чтобы через несколько секунд получить результат измерения.
Я у него спрашиваю:
- С какой точностью твой прибор меряет?
Ответ:
- Со 100 – процентной!
Я:
- С нулевой погрешностью, что ли?
Он, гордо:
- ДА!!!
Я:
- Не верю.
Он:
- Но его же ВПК делает, а там очень умные ребята работают.
…..
Пришлось на пальцах ему объяснить, почему даже самому умному академику, работавшему всю жизнь в ВПК, никогда не удастся изобрести аппарат, который не то что косвенным, но даже и прямым способом гарантированно обеспечит нулевую погрешность в измерениях.
Он выслушал меня с недоверием.
Пришлось припугнуть его тем, что если он напорется на грамотного и вредного зоотехника, то ему последние штаны придётся продать, чтобы через суд возместить ему моральный и материальный ущерб от его товара, который он в договоре определяет, как прибор с нулевой погрешностью.
- Москва. Поликлиника. 2010 год. Молодая дама заходит в кабинет. Через 10 мин. со слезами на глазах скорбно выходит: Мне сказали, что плод не развивается!
Даму усадили. Утешают. Выскакивает из кабинета медсестра: Ой, извините, мы не ту программу поставили.
Ничего удивительного!
Сейчас появились байки о том, как хирурги во время операции используют в качестве консультанта мудрого Гугла или викимапию.
Эта гаджетомания стала одной из форм наркозависимости.
Кликнешь мышкой - и та часть мозга, в которой находится соображалка, блокируется и управление автоматически передаётся той части, которая ответственна за распознавание буковок и картинок. Так как соображалка заблокирована, то все фильтры на входе отключены.
Виноват, не у Викимапии гаджетоманы консультируются, а в Википедии.)))
Хотя, какая разница?
Могут сдуру и в Викимапию залезть.
Прекрасно усвоена манера братьев Чубайсов, Пивоварова: чем наглей врать, тем больше поверят. Впрочем, это не инновация в предоставлении информации: Гебельс и тот не первый был. Первоисточник надо искать во временах Платона, скорее всего.
https://www.yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%93%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BE&lr=213&redircnt=1482355037.1
Так решаются творческие проблемы только в сериалах, а в жизни так весело - с девочками -можно :) разгадывать кроссворды, выпускать классную газету, ...
Кстати, кто был и будет против кино-теле завлекухи в научную деятельность с участием кинодив? Но сейчас они (дивы) в сериалах в основном раскрытием убийств занимаются в качестве оперов (!) и/или ... сексом, поиском киллеров для предателя мужа, если сериал торговому творчеству посвящён. Эти две темы (часто две в одном) самые популярные в творчестве деятелей самого рекламно привлекательного из искусств.
Вы что-нибудь поняли? ;-))))
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться