Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 декабря 2017 г.
  4. № 50 (6625) (20.12.2017)
Искусство

Человеческие истории

20 декабря 2017
Георгий Тараторкин и Евгений Цыганов в сериале «С чего начинается Родина»

Предновогодние размышления о „чекистском“ кинематографе

Фильмов о разведчиках-шпионах в советское время было создано много. Среди них попадались замечательные, которые, как и фильмы британской бондианы, каждый по-своему характеризовали своё время. «Подвиг разведчика», «По тонкому льду», «Операция «Трест», «Щит и меч», «Ошибка резидента», «Мёртвый сезон», «Семнадцать мгновений весны», «Сильные духом», «ТАСС уполномочен заявить». В чём их отличие от шпионских лент зарубежных коллег и, так сказать, наше конкурентное преимущество?

Как-то создатель последнего советского классического шпионского детектива Владимир Фокин, рассказывая о своей экранизации романа Юлиана Семёнова о Трианоне, заметил: «В основе была потрясающая человеческая история». То есть главное в российских фильмах о борьбе разведок не экшн, не погони с драками и со стрельбой, хотя они тоже есть, а судьба человека. И не только главного героя. К примеру, в фильме «Щит и меч» при замечательном Вайсе-Белове (Станислав Любшин) был вызывающий симпатию Шварцкопф (дебют Олега Янковского), незабываем персонаж Ролана Быкова из «Мёртвого сезона», который сыграл в прошлом актёра детского театра, которому пришлось ехать в ФРГ, помогать нашим разведчикам и пить с врагами тёмное пиво, которое ему противопоказано. Все, даже отрицательные персонажи были согреты человеческим теплом. При замечательном графе Тульеве-резиденте (Георгий Жжёнов) омерзителен, жалок и вместе с тем трогателен был старый агент в исполнении блистательного Олега Жакова. Человечными были многие эпизоды «Мгновений» – лирический с женой Штирлица, трагический с Плейшнером (Евгением Евстигнеевым) и комический с героиней Инны Ульяновой («В любви я Эйнштейн! – Иди начерти пару формул!»).

В 90-е фильмов снималось мало, российские экраны заполонил американский шпионский фастфуд о лихих агентах демократических разведок, которые обезвреживают тупых костоломов из Раши. Наши не отставали, в сериалах об ужасах социализма сотрудники совдеповских спецслужб представали исключительно нравственными уродами, цель которых выслужиться и сделать всё, чтобы сжить со света попадающих к ним в лапы ни в чём не повинных граждан. Характерен сериал «Вербное воскресенье», в котором вербуют выдающуюся балерину, а когда её изнасиловал внук члена Политбюро, коварные спецслужбы сажают её в тюрьму, где она вскоре погибает. Мы писали также о сериалах про советских манекенщиц, в которых «кровавая гэбня» только и делала, что насиловала беззащитных моделей.

Но со временем стали появляться сериалы, в которых чекисты занимались тем, чем, собственно, и должны заниматься секретные службы во все времена независимо от общественного строя – защитой интересов Отечества и противодействием шпионской деятельности агентов зарубежных разведок.

Вспомним два наиболее удачных, о которых наша газета писала. «С чего начинается Родина» (режиссёр Рауф Кубаев, автор сценария Александр Бородянский, оператор Юрий Любшин) – о разведчиках перестроечного времени и «Неподсудные» (режиссёр Мурад Алиев, автор сценария Родион Белецкий, оператор Александр Алёшников) – постсоветского периода, а также вызвавший страстные споры сериал «Спящие» (Юрий Быков, Сергей Минаев, Юрий Коробейников) – совсем уже нашего времени. Мы обратились к режиссёрам этих фильмов с просьбой ответить на вопрос: «Почему вы решили снимать сериал о разведчиках?» А также воспользовались случаем и задали три новогодних вопроса.

1. Что вас наиболее взволновало (обрадовало или огорчило) в уходящем году?

2. С чем хочется проститься из того, что было? Что хочется, чтобы появилось из того, чего не было?

3. Что бы вы пожелали себе, коллегам и России в будущем году?

Два режиссёра откликнулись и ответили на наши вопросы.


Рауф Кубаев (на его счету, кроме названного, следующие фильмы – «Красная площадь», «Кармелита», «Псевдоним «Албанец», «Детективное агентство «Иван да Марья», «Сорок третий номер» и другие):

– Мне всегда была интересна эта тема. С юности. Я много читал про разведчиков. Начиная с книги Брянцева «По тонкому льду». Даже Николая Яковлева «ЦРУ против СССР» читал. Отец мой бредил разведчиками. Да и материал был хороший.

1. Если честно – ничего особо не порадовало. Фильмы для фестивалей – не моё. Фильмы для зрителей, на мой взгляд, сняты с большими драматургическими просчётами. Но это моё личное мнение.

Огорчила «Матильда». Точнее, сопровождавший её скандал. До премьеры развернулась такая вакханалия, такая истерика, в обществе разлилась атмосфера такой ненависти, что порой брала оторопь. Сам фильм в прокате провалился, и овчинка, таким образом, выделки не стоила, но осадок остался. Кстати, у меня вопрос к Наталье Поклонской: почему все обвинения, которые были предъявлены режиссёру Учителю, сразу после премьеры куда-то испарились? Нет, я не призываю их возобновить, слава богу, что они куда-то бесследно исчезли, но премьера прошла, все, кто хотел, фильм посмотрели – и что? «Извращённый» якобы образ царя перестал волновать госпожу Поклонскую? Почему она не продолжает? Сдалась? Не верю. Достигла цели? Верю. И какая была цель?

2. Хочется, чтоб исчез термин «продюсерское кино». У нас практически нет продюсеров стивенов спилбергов. Нет у нас харви, простите, вайнштейнов. У нас есть продюсеры, которые только хотят стать таковыми. Они не открывают ничего нового, они мониторят западный опыт и пытаются его повторить. В подавляющем большинстве случаев – беспомощно. При этом они думают только о деньгах – настолько, что отняли у авторов фильмов (режиссёров, сценаристов) все вознаграждения по роялти, оставив им гонорары, размеры которых диктуют сами. Между тем роялти (вознаграждение за прокат, демонстрацию на ТВ) – это то, что мотивирует авторов на настоящее творчество. Что происходит сейчас? Униженные своим положением, хорошие авторы бросаются на любую работу, стараясь обеспечить себе максимальное количество проектов, потому что гонорары – их единственный источник доходов. Продюсеры говорят, что в стране мало хороших сценаристов, но они сами поставили их в это унизительное положение. Поэтому хочется, чтобы это отношение исчезло.

Хочется также, чтобы в Новом году появилось уважение к авторам и режиссёрам. Для начала – восстановите роялти. Дайте автору шанс. Дайте ему стимул. Копируйте не американский сериал, а американский подход: отдайся проекту, выжми из себя всё, что можешь, напиши/сними сериал, который будут смотреть миллионы по нескольку раз – и тогда, может быть, ты обеспечишь себя и близких. А не так, как сейчас: чтобы слетать на Бали, ты должен писать пять проектов одновременно. Верните роялти – и можете требовать всё, что угодно.

3. Коллегам – здоровья, востребованности и воплощения идей в жизнь. Достойной оплаты. Сил и терпения.

Стране – мудрости, стойкости, единства, веры в справедливость. Сил и терпения.


Мурад Алиев («Офицеры», «Платина», «Морпехи», «Турецкий транзит», «Беглец», «Чужой дед» и другие):

– В последнее время стало какой-то «модой» снимать, я бы сказал, античекистские фильмы. В этих «произведениях» их создатели с каким-то наслаждением говорят об органах только в негативном свете! Такие фильмы, как «ТАСС уполномочен заявить», стали просто невозможны на наших телеэкранах! И я, и многие мои коллеги догадываются, почему это происходит. После премьеры «Неподсудных» на НТВ я подвергся такой обструкции западных и, российских, так называемых либеральных, СМИ, что мало не покажется... И, кстати, только «ЛГ» опубликовала большую, очень объективную и профессиональную, без визга и истерики рецензию. Спасибо!

1. Волнений, радостных и не очень, было достаточно. Премьера двух моих новых фильмов на ТВ весной – это, конечно же, приятное событие! И, естественно, огорчительным стало отсутствие после этих премьер новых предложений в течение почти всего года! Правда, ближе к концу года предложение всё-таки поступило! Очень интересное! Это радует. Вообще я думаю, для любого режиссёра самая большая радость – это быть на съёмочной площадке!

2. Проститься хочется, и навсегда, с пессимизмом, который всё чаще посещает меня, человека очень оптимистичного и большого жизнелюба! Но у меня есть секрет: я знаю, как это сделать! За новогодним столом я раскрою перед своими близкими и друзьями этот секрет.

3. Пожелание себе – любимой работы! Коллегам – любимой работы! России – того же, что себе и коллегам – плодотворной, успешной Работы! И побед! Подобных той, которую она одержала в Сирии!

Тэги: Дата Мртвый сезон
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS