Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2018 г.
  4. № 50 (6671) (12.12.2018)
Искусство

«Лагерный словарь» прозвучал идеально

Солженицына можно не только читать, но и петь

11 декабря 2018
Опера Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» демонстрировалась в Москве в 2010 году в рамках фестиваля «Золотая маска». Спектакль был представлен Пермским академическим театром оперы и балета им. П.И. Чайковского

Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) отмечает 100-летие со дня рождения Александра Солженицына премьерой новой постановки оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» по одноимённой повести писателя. Постановка осуществлена на Камерной сцене ГАБТ, серия премьерных показов пройдёт 7, 8 и 9 декабря, сообщила агентству ТАСС пресс-атташе Большого театра Катерина Новикова.


По мотивам Солженицына

Катерина Новикова рассказала, что мировая премьера оперы «Один день Ивана Денисовича» состоялась в 2009 году в Пермском театре оперы и балета. С тех пор опера больше не ставилась, так что на Камерной сцене Большого театра это всего лишь её второй «выход» на публику.

Постановщик в обоих случаях один и тот же – Георгий Исаакян, уточнила пресс-атташе ГАБТ, отметив, что именно этому режиссёру в своё время пришла идея создания оперы по «Одному дню Ивана Денисовича». Исаакян обратился к нескольким композиторам, все отказались: пугала тема. Ведь в повести шла речь об узниках сталинских лагерей, и о них автор знал не понаслышке, потому что провёл восемь лет в заключении в Экибастузском особом лагере в Казахстане.

Но однажды Исаакян случайно в Петербурге столкнулся на улице с Александром Чайковским и получил не просто согласие, а горячую поддержку единомышленника. Как выяснилось, композитор, ещё будучи студентом консерватории, зачитывался Солженицыным и мечтал это документально правдивое искусство прозы перевести на язык музыкального театра.

В 2008 году, заручившись поддержкой композитора Александра Чайковского, Исаакян, на тот момент являвшийся художественным руководителем Пермского театра оперы и балета, пишет письмо Александру Исаевичу Солженицыну с просьбой разрешить воссоздать на оперной сцене его творение. Получив благословение автора, Чайковский и Исаакян приступили к работе.

Над либретто композитор и режиссёр трудились совместно. Будущая постановка заинтересовала ещё одно важное действующее лицо – сына писателя Игната Солженицына, известного пианиста и дирижёра, согласившегося стать членом постановочной команды, а именно – дирижёром-постановщиком.

Сам Александр Солженицын не видел первой постановки оперы «Один день Ивана Денисовича»: меньше чем за год до неё он скончался. Теперь эта самая постановка воссоздана на Камерной сцене Большого театра к 100-летию со дня рождения писателя.


За пультом – Игнат Солженицын

Члены постановочной группы подтвердили журналистам на пресс-брифинге, предшествовавшем премьере в Большом, что «Один день Ивана Денисовича» воссоздан в первозданном виде.

«За девять лет, разделяющих первую и вторую постановки, опера не претерпела никаких метаморфоз, – сообщил композитор Александр Чайковский. – Мы не считали это необходимым. Возможно, когда-нибудь в будущем изменения произойдут, но не сейчас.

Текст Солженицына, даже его подчас «изломанные» слова легко легли на музыку, а «лагерный словарь», я считаю, идеально звучит в первом действии оперы в исполнении хора. У меня сожаление вызывает лишь тот факт, что сам Солженицын не услышал оперу по своей повести,  – поделился композитор.

Георгий Исаакян заметил, что, к примеру, бессмертную оперу «Кармен» делал пять раз без изменений. «Это собственно и есть жизнь оперного режиссёра, – пояснил режиссёр. – Что же касается «Одного дня Ивана Денисовича», то разница между первым и вторым спектаклем всё же существует, потому что зал Пермского театра и зал Камерной сцены ГАБТ – это два очень разных пространства, диктующие очень разные правила игры. К тому же в Москве спектакль будет идти по соседству с печально знаменитой Лубянкой, что тоже по-своему обостряет ситуацию».

Замечательной назвал оперу дирижёр-постановщик Игнат Солженицын. «Постановка очень точно и тонко передаёт ту глобальную правду, которая содержится в самом сочинении Александра Солженицына. Я подключился к этому спектаклю, потому что хочу, чтобы эта опера имела новую жизнь», – признался маэстро.

Сценографом и художником по костюмам стал Алексей Вотяков. В спектакле заняты 20 солистов и хор Камерной сцены Большого театра. Как сообщается на сайте ГАБТ, билеты на всю премьерную серию показов оперы «Один день Ивана Денисовича» полностью раскуплены.

Ольга Свистунова

Тэги: Ольга Свистунова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS