Жители Владимирской области трепетно отнеслись к 100-летию Александра Солженицына, писатель горячо любим и почитаем на Владимирской земле. Связанно это прежде всего с тем, что в 1956 году он поселился в деревне Мильцево (ныне Гусь-Хрустальный район Владимирской области). С того же года Солженицын преподавал математику и электротехнику в средней школе села Мезиново, которое находилось по соседству. Жизнь писателя на Владимирщине нашла отражение в рассказе «Матрёнин двор».
Акция, проходящая с сентября по декабрь во Владимире, получила название в честь этого рассказа. Всего прошло более 15 мероприятий, посвящённых писателю. Встречи и вечера памяти состоялись как в самом Владимире, так и в окрестностях города Гусь-Хрустальный.
В 2017 году во Владимирском областном театре драмы режиссёр Владимир Кузнецов поставил спектакль «Раковый корпус. Сосланные навечно» по мотивам произведений «Раковый корпус», «В круге первом» и «Архипелаг ГУЛАГ». Этот спектакль стал первой театральной постановкой, созданной на основе этих произведений. В создании постановки участвовала вдова писателя, Наталия Солженицына. Она помогла режиссёру и сценаристу создать литературный субстрат, который впоследствии перерос в спектакль.
К юбилею писателя Театр драмы вновь показал спектакль на сцене, тем самым подарив зрителям, ещё не посмотревшим «Раковый корпус…», возможность всё-таки увидеть необычную постановку.
Также в областной библиотеке им. Горького прошёл семинар «Творчество А.И. Солженицына в контексте современной филологии», на котором говорили о важности сохранения памяти о литературном достоянии, оставленном потомкам нобелевским лауреатом 1970 г.
В конце ноября в областной филармонии открылась выставка фотографа Геннадия Попова под названием «Один день Александра Исаевича». Ярким событием стал и показ спектакля «Матрёнин двор», поставленного в Областном кукольном театре: эта постановка вошла в лонг-лист премии «Золотая маска». Как отмечает Марина Протасова, режиссёр постановки: «Мы подумали, что произведение «Матрёнин двор» вполне сможет заинтересовать нашего зрителя. Тем более нам близки местные говор и традиции, отражённые в рассказе». «Изначально сложно было понять, на чём же сделан акцент: Матрёна или режим?» – признаётся режиссёр, но в спектакле главная – всё же Матрёна.
Влада Белова