Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    24 декабря 2018 г.  № 50 (6671) (12.12.2018)
Литература

Один день Александра Исаевича

24 декабря 2018

Значение Солженицына для мировой литературы ХХ века в конечном итоге будет оцениваться по воздействию его произведений и его личности на советское общество в послесталинский период. Солженицын взял на себя роль ветхозаветного пророка, сказавшего народу и властям многократно усиленную личной многолетней ненавистью к советскому государству правду, перенастроившую сознание интеллигенции, которую он вскоре презрительно обзовёт «образованщиной». Документальную прозу Солженицына можно уподобить неуловимой экскаваторной «бабе», бившей и бившей через самиздат в здание ветшающего советского государства.

Его аввакумовская страсть, однако, потеряла свою магическую силу после возвращения писателя из эмиграции на Родину. Солженицын состоялся, как обличитель и разрушитель ненавистного строя, но не состоялся, как созидатель и моральный авторитет для капиталистической России, не нуждавшейся в такого рода авторитетах. Попытки Солженицына подтянуть к себе идеологическое «одеяло» были встречены новыми хозяевами жизни прохладно. Хотя многотомное исследование февральской революции «Красное колесо», публицистика «Россия в обвале», призывы развивать на местах местное самоуправление, наконец эпохальный труд «Двести лет вместе» - всё это развенчивает миф о том, что Солженицын – агент ЦРУ, а главная цель его жизни – уничтожение СССР. Писатель пытался давать разумные рецепты власти, но они не работали во внеиделогизированной, ориентированной исключительно на деньги среде. Мощь, талант, влияние писателя и человека Солженицына имели свой срок годности – пока существовал СССР. Творчество Солженицына – точный удар в критичную точку идеологизированного государственного монолита, слинявшего в 1991 году, как некогда писал Василий Розанов про императорскую Россию 1917 года «в три дня».

Лично у меня в последние годы не возникало желания читать и перечитывать этого автора, хотя его проза – «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «В круге первом», «Август четырнадцатого» - значительное явление в русской литературе. Тем не менее, мне кажется, что превратить его в икону современной России, какой стал Горький для СССР, не удастся. Даже если потратить на юбилей писателя много сил и средств. Если, конечно (а такое случается в России) время не обратится вспять. Тогда «Один день Александра Исаевича» вновь станет актуальным.

Юрий Козлов,
писатель, главный редактор
журнала «Роман-газета»


15

Юрий Козлов


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

«ЛГ»-рейтинг

30.09.2023

Укрыться от осеннего дождя

29.09.2023

Как рождались сказки?

29.09.2023

Наши вышли на связь

29.09.2023

У дома на окраине села

29.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты