Лев Толстой – личность без преувеличения сверхчеловеческого масштаба. Поэтому 190 лет со дня его рождения – знаковая дата не только для литературы, но и для всей культуры в целом. И, пожалуй, наиболее полно такая «синтетичность» писателя была раскрыта в программе фестиваля «Лев Толстой глазами музыкантов», инициированного Фондом развития творческих инициатив. Соавторами самой идеи фестиваля и организаторами стали профессора Московской консерватории Евгения Кривицкая и Александр Соловьёв.
Фестиваль был открыт 9 сентября, в день рождения Льва Николаевича, в Государственном музее Толстого в Москве. Затем музыканты «переехали» в Тулу, где 16 сентября в Колонном зале Дворянского собрания состоялся очередной толстовский концерт. А 23 сентября добрались и до «Ясной поляны». В программах фестиваля звучали такие редкости, как фрагменты мюзикла Владислава Успенского «Анна Каренина» и арии и дуэты из опер итальянца Франко Альфано и американца Тода Маковера на сюжет «Воскресение», с которыми российский слушатель познакомился впервые.
Но, пожалуй, кульминацией музыкального празднования юбилея Толстого стало подведение итогов и заключительный гала-концерт всероссийского конкурса композиторов «Крейцерова соната», проходившего также в рамках фестиваля. Этот конкурс, по словам Е. Кривицкой, – «диалог композиторов разных поколений и национальных школ. Пусть музыка говорит сама за себя, сверяясь с эталоном – великим словом Л.Н. Толстого».
У многих из собравшихся 4 декабря в концертном зале Дома композиторов действительно порой возникало ощущение, что они всего за один вечер перечитали одним махом все тома великого писателя, который считал, что именно музыка «есть искусство посредством троякого сочетания звуков – в пространстве, времени и силе – воспроизводить в воображении различные состояния души». А задача конкурса как раз и состояла в том, чтобы не только осмыслить творчество Толстого через музыку, но и дать импульс – буквально в диалоге времен и традиций, поэтому к конкурсному соревнованию были допущены не только произведения на сюжеты самого Толстого, но и его современников – воскресить жанры программной музыки, ныне не особо жалуемой современными композиторами.
Идею конкурса поддержал наш выдающийся российский композитор Родион Щедрин, учредив именной приз: автор музыки знаменитого балета «Анна Каренина», Щедрин тем самым символически передал эстафету своим молодым коллегам.
«Увертюрой» гала-концерта стало внеконкурсное сочинение председателя жюри народного артиста России Алексея Рыбникова – Концертино для скрипки и фортепиано. Под таким «безличным» названием кроется во многом вечный философский сюжет: художник рисует картину на асфальте, но идут люди, равнодушная толпа, и они стирают ногами мечту художника…
Правда, вся последующая программа гала-концерта явилась яркой иллюстрацией того, что мечтам всё-таки просто необходимо сбываться! Кстати, конкурс «Крейцерова соната», заявленный как всероссийский, на самом деле оказался международным. Первой премии в номинации «Камерно-инструментальное сочинение» был удостоен Дражан Косорич (Босния и Герцеговина). Его квинтет «Вижу, снова небо тмится» исполнил струнный ансамбль «Студии новой музыки» – коллектив, которым по праву гордится Московская консерватория. Такое великолепное премьерное исполнение явно поспособствует дальнейшей счастливой судьбе «новорожденного» произведения.
Настоящим героем вечера стал композитор из Вьетнама Као Динь Тханг. Его фортепианная пьеса «Anna» получила лишь вторую премию. И здесь мы позволим себе не согласиться с членами высокого жюри. Это очень красивое, глубокое и мелодичное сочинение. В наше время, когда Мелодия – как же хочется писать это слово с большой буквы! – уже практически убита звуковыми экспериментами новомодных композиторских школ, именно мелодичность данного произведения хочется подчеркнуть особо. Об этом говорил и член жюри конкурса, первый заместитель Председателя совета Союза композиторов России Александр Клевицкий. И недаром эта, вроде бы, на первый взгляд, скромная небольшая пьеса не только по-настоящему запала в сердца слушателей, но и была отмечена специальным призом от программы «Музыка в событиях. Выбор Ольги Русановой» Радио России. «Да, это мой выбор» – подтвердила Ольга и прямо на сцене записала трогательное интервью с лауреатом, признавшимся, что читал «Анну Каренину» в переводе на вьетнамский и что у него на родине Толстого хорошо знают и очень-очень любят.
В номинации «Мелодекламация», воскрешаемой из забвения организаторами конкурса, невозможно было выделить одного лидера: оба представленных на суд взыскательного жюри произведения были признаны лучшими. Пограничный, синтетический жанр мелодекламации ныне – чрезвычайно редкий. И это при его, можно сказать, господстве во времена Толстого! Редкий – а жаль! Это не чтение и не пение – неразрывная связь музыки и литературы, когда одно просто не может существовать без другого. И всегда – театр! Театр одного актёра, пожалуй, высшая ступень актёрского мастерства. Ведущий концерта – великолепный Пётр Татарицкий выступил и в амплуа актера-чтеца. Его голос – сама музыка. Шуршащий шёпот, от которого буквально веяло ароматом палой листвы в «Осенней элегии» на стихи Александра Блока для чтеца и струнного квартета Ольги Алюшиной. И яркий искрящийся громогласный великосветский образ героя в мелодекламации Анжелики Комиссаренко «Несколько слов о русской кухне, любви и семье» (в цитатах из романа Льва Толстого «Анна Каренина» и кулинарной книги Софьи Андреевны). Ах, как же это было во всех смыслах вкусно и сценически ярко разыграно!
А затем публику ждала целая палитра хоровых сочинений, наглядно иллюстрирующих мнение о том, что русская душа по-настоящему раскрывается в хоровой музыке. «Ряд партитур, уверен, займет достойное место в репертуарном листе известных исполнительских коллективов, и тем самым конкурс выполнит важную миссию по развитию отечественных традиций в области музыкального искусства», – подчеркнул Александр Соловьёв, чей Камерный хор Московской консерватории взял на себя заботу об исполнении в концерте сочинений лауреатов.
Конечно, молодым конкурсантам трудно было соревноваться с такими мэтрами, как Толибхон Шахиди, чьи «Метафоры по “Крейцеровой сонате” Льва Толстого для хора и фортепиано» действительно были непревзойдёнными и справедливо получили не только первую премию, но спецприз от «Галереи Михайлов».
И всё же мы опять устроим «праздник непослушания» и обратим внимание на юного Сергея Терентьева с его «Homo armatus» («Человек вооруженный») для баритона соло и смешанного хора a cappella. Ему досталась третья премия и спецприз фирмы «Мелодия», но это был, пожалуй, наиболее сильный и прочувствованный толстовский антивоенный посыл, выраженный словами Курта Воннегута: «Я с той планеты, где с незапамятных времен идет бессмысленная бойня».
К этому остаётся лишь добавить слова самого «виновника торжества» Льва Николаевича Толстого: «Я должен сказать, что вся эта цивилизация – пусть она исчезнет к чертовой матери, но – музыку жалко!»