Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2018 г.
  4. № 50 (6671) (12.12.2018)
Литература

Выход из социальной теплицы

Солженицын ещё не прочитан по-настоящему ни его друзьями, ни недругами

11 декабря 2018
Памятник писателю и философу Александру Солженицыну работы  скуль­п­то­ра Петра Чегодаева на Корабельной набережной во Владивостоке

Александр Солженицын – возможно, одна из самых многогранных фигур в литературе и культуре XX века. Прозаик, поэт, драматург и публицист. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Общественный и политический деятель. Диссидент. Правозащитник.

«Каково, на ваш взгляд, значение Солженицына для литературы XX века и что его творчество значит для вас лично?» – на этот вопрос отвечают известные деятели литературы и культуры.


13-варламов.jpg

Алексей Варламов,
писатель, ректор Литературного института имени А.М. Горького:

– Солженицын для меня – прежде всего очень интересный писатель. Мое личное знакомство с его сочинениями складывалось таким образом, что сначала, ещё учась в школе, я узнал, что есть такой ужасный, страшный враг Советского Союза, а потом прочитал «Матрёнин двор» и поразился тому, как это написано. Забыл обо всём, что слышал, а просто читал. И мне всё невероятно понравилось – слог, стиль, интонация, образы героев. Потом то же ощущение было и от «Одного дня Ивана Денисовича» – не привкус запретности, а именно ощущение очень классного текста. А как я читал книгу «Бодался телёнок с дубом»! Мне её дал уже во времена перестройки Николай Дорошенко, теперь уже даже не знаю, с какой целью и как она у него оказалась, но я ему за это очень благодарен, потому что прочитал залпом, за одну ночь, как если бы под дверью стояли сотрудники КГБ и надо было во что бы то ни стало успеть прочесть. И всё моё сочувствие, вся моя читательская симпатия была на стороне главного героя, а антипатия обращена к его врагам. Солженицын обладает драгоценным писательским свойством заражать читателя своими произведениями, своим напором, убедительностью, азартом. Я никогда не ощущал в нём скуки – очень живой, свободный, вольный человек. Надо сказать, что это ощущение у меня потом ещё сильнее утвердилось, когда я посмотрел фильм об Александре Исаевиче, снятый Станиславом Говорухиным в Вермонте. Солженицыну было тогда за семьдесят, но сколько же энергии, огня, жизни было в этом человеке – в его движениях, словах, в его улыбке… Вот что меня поразило. Он оказался удивительно весёлым человеком! Автор «Архипелага ГУЛАГ», «Красного колеса» – этих огромных, серьёзных трудов – своей жизнью и характером как будто всё это преодолевал и не позволил себя сломать. 


Басинский.jpg

Павел Басинский,
писатель, литературовед

– С Солженицыным на самом деле всё непонятно. Это только кажется разным людям, что они понимают эту фигуру, – неважно, в отрицательном или положительном смысле. Но я думаю, что Солженицын толком ещё не прочитан и толком не понят как общественная и даже политическая фигура.

Солженицын остаётся загадкой. Во-первых, как художник. На самом деле, это, возможно, один из самых модернистских писателей ХХ века. «Архипелаг ГУЛАГ» – это что? Какой это жанр? «Опыт художественного исследования»? Но вы только всмотритесь в эти слова. Опыт. Художественного. Исследования. Тут всё нужно осмыслять по-новому, модернистски. Мне лично непонятен жанр «Архипелага». Я считаю, что Солженицын придумал какой-то новый жанр, которого в мировой литературе в принципе ещё не было.

И когда мне говорят, что «Архипелаг ГУЛАГ» нужно изъять из школьной программы, что там неправильное количество миллионов лагерников (меня поражают люди, которые считают, что есть какое-то правильное количество миллионов невинно пострадавших людей) и т.д. и т.п., – я не понимаю, о чём идёт речь. «Архипелаг ГУЛАГ» – великая книга о том, что людей нельзя держать в клетках. Что люди не звери. Что ХХ век – трагедия. Что эта трагедия не унижает человека, а вот так странно – возвышает его. И про многое другое эта книга. Но я бы ученикам говорил даже не об этом. А о том, как она написана. Это же волна, которая смывает всё на своём пути.

Я считаю Солженицына великим прозаиком ХХ века. Рядом с ним – только Булгаков, Шолохов, Пастернак, Набоков. Это всё не просто национальные, но и мировые величины. 


Александр Ливергант.jpg

Александр Ливергант,
главный редактор журнала «Иностранная литература»:

– Кому придёт в голову отнести книги Александра Солженицына к литературе смеха? Подобное утверждение может показаться кощунственным – описанное в «Архипелаге» или в «Круге первом» смешным при всём желании не назовёшь. А между тем у автора «Одного дня Ивана Денисовича» исключительно развито чувство смешного, – с горьким, трагическим накрепко, неотделимо связанного. Вспомним хотя бы вставную новеллу «Улыбка Будды» из «В круге первом». Наивный зэк на радостях, что может теперь, в преддверии визита в Бутырку госпожи Рузвельт, писать воспоминания (а также «молиться своим богам» и «брать без спросу со стола папиросы «Казбек»), пристраивается в углу камеры и строчит мемуары «Как меня пытали». А другой заключённый, получивший «десятку» за «неосторожное» знакомство с американским туристом, подсаживается к столу и просматривает журнал «Америка» – «почему-то очень торопливо».

Не зря же говорят, что когда, как писал Пушкин, «до петли дойдёт», только смеяться и остаётся. 


5-торопцев-50.jpg

Александр Торопцев,
писатель, руководитель семинара по детской литературе
в Литературном институте имени А.М. Горького:

– С малых лет я живу в социальной теплице. Она спасает меня от резких движений, предоставляя время и силы на спокойное осмысление происходящего.

В 1972 году это было. Мне дали на несколько минут журнал «Новый мир», и я прочитал стихотворение «Белый бакен» Евгения Маркина. О Солженицыне знал совсем мало, его сочинений не читал, но уважал втайне и эту тайну на суд не выносил. Уважал же я Александра Исаевича за то, что он окончил физико-математический факультет. Да ещё и с отличием. А я, мечтая о мехмате, поступил в МИЭМ.

Вскоре мне пришло письмо из лагеря от друга детства. Ах, какие там слова да мысли были! Хоть в Верховный Совет человека выбирай-приглашай, а не на зону сажай. Я вышел на травку Домодедовского жилпосёлка, прилёг у шахматной доски с первым, обычным для моего друга, ходом е2 – е4, рассказал ему о письме и вдруг услышал равнодушный ответ: «И в тюрьме тоже люди живут. Твой ход».

Через несколько дней мне даровали на сутки книгу «Один день Ивана Денисовича». И я оробело обомлел. И обиделся на друга, – он ведь читал о дне Шухова, первый бригадир которого, Кузёмин, «как-то на голой просеке у костра сказал: «Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут».

Читал! Но мне ничего не сказал, решив не выпускать меня из теплицы.

А обомлел-то я от строки Солженицына. Да суровая, но по-русски образная и психологически извивистая. Извивы душ человеческих, оказавшихся в нечеловеческих условиях, у него тонки и, кажется, вот-вот изорвутся, но нет, тянутся они и тянут Шухова по дню его, бесконечно суровому.

Так же по случаю достался мне и «Матрёнин двор». К тому времени я не успел повидать глушь российскую. А торфоразработки я увидел гораздо позже. И понял я на торфоразработках в глубинах Владимирской области, что где-то я уже это видел или чувствовал даже.

Видел-видел. Во дворе Матрёнином видел. Да так явственно, что теперь, увидев землю эту наяву, я ничего нового для себя не обрёл. И своей Матрёны я не успел найти в том путешествии, начавшемся в двухэтажном барачном посёлке уже под вечер. Загулялись мы с другом по местной пересечёнке, блуканули, часа четыре в полном одиночестве шли по шоссейной узкоколейке в закат, а потом и в темень непроглядную – уж какие там Матрёны. Но почему-то Матрёну я вспомнил, уже в постели вспомнил – такая уж здесь земля, для русских баб тяжелющая.

А уже на следующий день я нырнул в свою теплицу.


5-василевский-50.jpg

Андрей Василевский,
главный редактор журнала
«Новый мир»:

– Самое главное: Солженицын как культурное и общественно-политическое явление существует, и его невозможно «отменить». Как бы этого ни хотелось его оппонентам. Можно попробовать заплевать, что и делается. Ложь в адрес Солженицына, идущая ещё из советских времён, даже давно опровергнутая, повторяется и повторяется. Но уже очевидно, что все эти инвективы опосредованным образом тоже работают на его канонизацию.

В 1998 году – к 80-летию Александра Исаевича – я отвечал на анкету «Литературной газеты» так (цитирую по своему файлу): «Сейчас он для меня большой писатель, печатающийся в большом журнале. Думаю, что именно в «Новом мире» его произведения читаются, как теперь принято говорить, адекватно. Именно в «Новом мире» этот уникальный писатель может быть самим собой, не смыкаясь вольно или невольно ни с каким из литературно-политических флангов».

И вот теперь, уже к 100-летнему юбилею, в декабрьском номере «Нового мира» мы видим сразу несколько публикаций: статьи Егора Холмогорова «Улица Солженицына», Павла Крючкова «Неповторимый голос. Александр Солженицын в звучащей литературе», Ричарда Темпеста «Человек непокорный. Заметки о повести «Раковый корпус», а также короткие эссе лауреатов открытого «солженицынского» конкурса, проводившегося на нашем сайте (nm1925.ru). Были материалы о писателе Солженицыне и в других номерах этого года.

Солженицын, к сожалению, по-настоящему не прочитан, и не только его недругами, но и друзьями. Возможно, когда-нибудь это про-изойдёт. 


Тэги: Опрос
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Профессии «писатель» – быть?

    25.09.2024
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    12.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…»

    06.09.2022
  • Температура речи

    10.11.2021
  • Минцифры в ответе за Слово

    12.10.2021
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    206 голосов
  • «Сомнений в правоте России нет…»

    193 голосов
  • Бунт непоротых

    43 голосов
  • Хой жив!

    38 голосов
  • Репетиция дистанционного обучения

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS