Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2019 г.
  4. № 50 (6717) (11.12.2019)
Общество Интервью Образование

На образование – больше. Оно того стоит

В бюджете Москвы увеличилось финансирование социальных направлений

11 декабря 2019
Урок астрономии в рамках проекта «Московская электронная школа»

В первые дни зимы президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов. Субъекты Феде­рации утвердили свои главные фи­нансовые документы примерно на неделю раньше. В частности, Мос­гордума окончательно одобрила городской бюджет в конце ноября, поддержав поправки от депутатов и депутатских объединений КПРФ, «Единая Россия», «Моя Москва».



21-Ирина Белых.jpgСтоличный бюджет полностью сохра­нил свою социальную направленность, а финансирование многих направлений увеличено. Так, более чем на четверть возрастут расходы на образование. Его нынешнее состояние, а также усилия городских властей по его развитию спе­циально для «ЛГ» оценила депутат ГД, член Комитета ГД по государственному строительству и законодательству Ири­на Белых.


– Ирина Викторовна, вы в про­шлом преподаватель математики, заместитель директора школы – как говорится, есть с чем срав­нивать. На ваш взгляд, средства, заложенные в бюджет (415 млрд рублей на 2020 год), достаточны для развития системы московско­го образования?

– Никогда не бывает денег достаточ­но, всегда хочется чуть больше. Как ни планируй, порой требуется что-то доба­вить. Образование – направление, раз­витие которого невозможно и не нуж­но останавливать. Появляются новые веяния, новые профессии, новые воз­можности для обучения, и они должны в бюджете отражаться в полной мере. Мы говорим о комфортной среде как внутри школы, так и вне её. Поэтому, в частности, в рамках программы «Мой район» в префектурах заложены сред­ства на благоустройство школьных территорий. Эти возможности дол­жны быть на площадках города в сфере культуры, дополнительного образова­ния, спорта, здравоохранения, потому что они закладывают надёжную базу всему. Когда есть условия – у человека появляется возможность выбора, как применить себя. Тогда наши дети полу­чают для себя своего рода жизненный вектор полезности. Вот он важен. Если мы не будем предоставлять им возмож­ностей развиваться, то будем топтать­ся на месте. Помощь города состоит в том, чтобы правильно сбалансировать направляемые средства и обязательно контролировать, как они используются. А цель одна – здоровые и умные дети.

– Нередко приходится слышать о том, что реформа системы обра­зования не удалась, количество школ сократилось. Разделяете такую точку зрения?

– Наверное, проводимой в Москве оптимизацией кто-то больше доволен, кто-то меньше. Но, извините, тезис о том, что доступность образования ухудшилась, что число школ сократи­лось, действительности категорически не соответствует. Уменьшилось коли­чество юридических лиц, стал мень­ше административный аппарат – это позволяет экономить средства. Мы не потеряли ни одной школы. Десять лет назад учебные процессы шли в 1599 зданиях школ, сегодня их – 1860. С 2018 года построено 89 новых зданий школ, из них в дополнение к имеющим­ся – 80 зданий. Это позволило создать около 50 000 новых мест.

Зарплата московских учителей сей­час самая высокая в стране, в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге, и в три раза выше, чем в среднем по Центральному федеральному округу России. У московских учителей боль­шие возможности для саморазвития, но и требования к ним высоки! Необ­ходимо соответствовать. Московский учитель сегодня – статусная профессия.

– Интеграция детских садов и школ в единый комплекс оказа­лась удачным шагом?

– Она обеспечила преемственность между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Детям стало комфортнее переходить из дошкольных групп к школьному обуче­нию, а для московских семей это мак­симально упростило процедуру записи в первые классы.

– Согласно бюджету финанси­рование системы образования Москвы выросло на 25 процен­тов по сравнению с 2018 годом. На какие статьи идут дополнительные средства?

– Повышается финансирование на школьника, оно увеличивается до 175 тысяч, а это дополнительные 15 млрд рублей. Для чего это сделано? Необхо­димо усовершенствование, укрепление материально-технической базы каж­дой школы, каждой образовательной организации. Кроме того, выделяется 17 миллиардов на развитие нового про­екта – «Старшая школа». Это же важно – у учащихся появляется возможность для ранней профориентации. Кстати, благо­даря тем изменениям, которые произо­шли в московском образовании, начи­ная с 2011 года все дети могут получить в своих учебных заведениях не менее трёх профилей обучения. В 2010 году подобная возможность была только у одного процента московских школ.

Вообще, качественный рост москов­ского образования заметен. Возьмём такой показатель, как сдача ЕГЭ. Доля ребят, сдавших Единый государствен­ный экзамен на отлично, выросла с 11 процентов почти до 50. В пять раз увеличилось число школ, подготовив­ших победителей и призёров олимпи­ад, выросла доля москвичей, поступаю­щих в технические и медицинские вузы. Москва создаёт новые образовательные платформы, которые являются не толь­ко для столицы, но и для всей страны основой перехода к цифровой экономи­ке. Если президент России ставит зада­чу быть в первом десятке сильнейших школ мира, то Москва не может не вой­ти в тройку лидеров, чтобы подтвердить свой высочайший статус.

– Не могу не спросить о таком проекте, как «Московская элек­тронная школа».

– Настоящее достижение, которое уже освоено всей Россией. Для учени­ков это ресурс, с помощью которого они пользуются новыми цифровыми техно­логиями. «МЭШ» даёт им возможность учиться по-новому, она максимально соответствует новой современной сре­де обитания молодого поколения. Для родителей это, кроме электронного дневника, ещё и возможность общения с педагогами, а также вопрос безопас­ности. Электронный журнал ежеднев­но просматривает почти полмиллиона родителей. Существованию такого сер­виса можно только позавидовать. Пред­ставьте: раньше человек нередко просто не успевал дойти до школы, посетить классное собрание, а теперь полмил­лиона родителей с помощью «МЭШ» смотрят, думают, говорят на одном языке со своими детьми. Это огромный шаг вперёд. А для учителей – реальное сокращение непрофильной нагрузки и бумажной работы.

– Бытует мнение, что в столице практически сошли на нет бесплат­ные кружки по интересам. Это так?

– Тезис, тоже не соответствующий действительности. В Москве создана уникальная система дополнительно­го образования. Широчайший спектр обучения по интересам с бесплатными и платными кружками. Сейчас более 120 тысяч кружков и секций для детей в школах, колледжах, вузах, музеях, театрах, парках. В них занимаются более миллиона детей.

– Предусмотрено ли увеличение расходов на дошкольное образова­ние?

– Да. Школы в 2020 году дополни­тельно получат на это более 6 милли­ардов рублей. Москва постоянно рабо­тает в данном направлении. Сейчас в дошкольном секторе обучаются более 70 тысяч детей возрастом от полутора до трёх лет. Это число увеличилось в два раза по сравнению с 2010 годом. Очень важно, что строятся новые дошкольные учреждения. И планируется дальней­шее развитие с учётом того, что детское население растёт. Очереди в детские сады кое-где ещё существуют, однако дефицит мест постепенно сходит на нет. Возраст приёма детей в дошкольные учреждения снизился до 2 лет 4 меся­цев. Кроме того, городом принята спе­циальная программа, по которой мало­имущие мамочки, желающие выйти на работу, имеют возможность устроить детей в сад с полутора лет.

Собственно, что такое внимание к сфере образования? Это материаль­ные ресурсы, кадровые ресурсы. Это пространство города, открытое для использования абсолютно каждого направления с точки зрения профес­сионального образования, профориен­тации, возможностей развития детей. На недавнем городском педагогиче­ском совете мэр Москвы Сергей Собя­нин говорил о невозможности рассма­тривать вопросы образования в отрыве от вопросов детского здравоохранения. Эта область сейчас под пристальным наблюдением, вопросы финансиро­вания этих направлений точно так же решаются.

Лично мне московский бюджет напоминает очень грамотный бюджет семьи, в котором во главу угла ставится именно образование и здоровье детей. Я сама из такой семьи. Это наше буду­щее. Поэтому я глубоко убеждена, что нет такого понятия, как «большое коли­чество средств» в бюджете на образова­ние. Есть «достаточное», и есть «то, что ещё хотелось бы». На мой взгляд, сейчас в бюджете заложены средства, необхо­димые для решения самых насущных вопросов.

Беседу вёл

Сергей Колпакчи

Тэги: Россия Столичный контекст Сергей Колпакчи
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Не только строим – сохраняем историю

    09.08.2023
  • Алексей Пушков: «Америке ударила в голову однополярность»

    13.04.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    12.09.2022
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS