Глобализация умирает, что признаёт даже яркое её порождение – Эммануэль Макрон. Изначально глобализация была объективным и в целом позитивным для мира процессом. Но в последние годы она превратилась в идеологию подчинения обществ и культур умозрительным правилам, продиктованным анонимным, а оттого и безответственным «цивилизованным миром». Глобализация в последние годы стала тормозом для реализации потенциала стран и народов.
Но что приходит на смену глобализации? Что будет с человеком в постглобальном мире? Не станет ли он ещё и постчеловеческим? Действительно, многое в этом новом мире настораживает.
Главный потребитель квалифицированных кадров – банковская отрасль – стремительно наполняется автоматизированными системами, а значит, становятся ненужными сотни тысяч клерков по всему миру. Теперь эти системы подбираются к бесчисленным банковским аналитикам и инвестиционным консультантам, ещё недавно заполнявшим улицы мегаполисов одинаковыми синими костюмами. Логистика и торговля избавляются от низкоквалифицированного персонала, его тоже начинает заменять искусственный интеллект. В экономике остаётся всё меньше места для человека, во всяком случае, для человека «обычного», обывателя, если не вкладывать в это понятие негативного содержания. Люди стали некритичны для дальнейшего развития экономики. Одинаково лишними на «празднике жизни» постглобализации оказываются совершенно разные страты общества. Что же будет, когда появятся комплексные и самообучающиеся системы на базе искусственного интеллекта?
Парадокс: в постглобальном мире найдётся место и для неквалифицированного потребителя (человека, довольствующегося «минимальным гарантированным доходом»), и для «человека-творца» – его прямой противоположности. Первую категорию несложно приучить довольствоваться «малым», впрочем, вполне пристойным уровнем. Вторая категория должна будет придумывать всё более «продвинутые», если хотите – авангардные идеи, чтобы конкурировать с искусственным интеллектом, создавать безопасные модели его развития.
Похоже, история сама дала ответ российским либералам, грезившим о потребителе «квалифицированном». Вот он в новом мире – вымирающая натура. В новых условиях просто не хватит ресурсов, чтобы обеспечить «квалифицированное» потребление, становящееся всё более «кредитным». А скоро просто не останется рабочих мест, чтобы давать возможность «квалифицированным потребителям» эти кредиты оплачивать. Не потому ли в большинстве «социальных демократий» последние десятилетия развивается жесточайший кризис пресловутого «среднего класса», который постепенно превращается в «прекариат» – людей с высокими потребностями, но без постоянной занятости.
Однако неумолимое нарастание в обществе несправедливости и непреодолимых социальных противоречий открывает дорогу «новым-старым» явлениям. Социальному эскапизму, когда человек, прячась от реальных проблем, замыкается в ракушке «минимального гарантированного дохода», уходит с головой в социальные сети, которые дарят иллюзию социализации. Эскапизм, конечно, безопасен, но подойдёт как стиль жизни далеко не всем. Ещё возникает риск «нового луддизма». В эпоху английской промышленной революции протестующие-луддиты уничтожали машины, станки, из-за внедрения которых люди теряли работу. Признаки явления XIX века мы наблюдаем сегодня, например, в Гонконге да и в ходе протестов «жёлтых жилетов» во Франции.
Наивно полагать, что эти глобальные процессы не затронут Россию. Перед нами встают ровно те же вопросы, усугублённые нашей бедностью и накопившимися изъянами в системе образования.
В чём же может состоять ответ России на вызовы постглобального и постчеловеческого, по сути, мира? Предаваться любимому занятию русской интеллигенции – ждать, что придумают «баре из Парижа», – бессмысленно. Парижские «баре» напуганы и растеряны. Они ждут, что США одумаются и всё будет как при «дедушке» и «бабушке» Клинтонах. В «парижах» не осознают безжалостности нового мира и его технологического детерминизма.
Искать «русский путь» в архаике? Но тогда мы потеряем возможность определять суть и вектор глобальных процессов. Россия станет просто приполярной ресурсной территорией. Тогда в чём?
Ключевой вопрос, стоящий перед человечеством, – найти для себя место в экономической и политической системе, где будет всё больше элементов искусственного интеллекта. Деградирующие общественные институты всё меньше будут напоминать «гражданское общество». Всё больше – гибриды социальной сети, где единицей соучастия станет «лайк» – имитация сопричастности. А ещё – сектантское мышление с безграничной верой авторитетам, часто – самоназначенным.
Россия (впервые за шестьдесят, если не больше, лет) получила уникальный шанс предложить миру свою картину будущего. Мы, в отличие от стран Запада, не так далеко ушли по пути «кредитной демократии», а значит, способны увидеть в качестве цели «развитие человека», а не «развитие потребительских возможностей человека». Мы как общество ещё способны здраво оценить, какова роль человека в мире компьютерных технологий и автоматизированных алгоритмов.
Иными словами, у России есть шанс ответить на вопрос: «Зачем мы?»
Но мы не боимся трудностей.
Напрасные опасения. Искусственный интеллект, только зарождается, а люди уже придумали, как с ним жить.
1. В некоторых странах уже предлагают на выбор: работа или приличное пособие. Так что никого не надо приучать.
2. Деятельные натуры уже проходят школу луддитов: громят витрины магазинов и офисы, поджигают машины.
3. Творческие натуры будут совместно с роботами придумывать антивандальные сооружения и машины, восстанавливать разрушенное.
4. Хакеры уже тренируются обманывать искусственный интеллект.
5. Так осуществится мечта человечества – от каждого по способностям, каждому по потребностям.
А нашей стране вообще можно не беспокоиться. Каждый, наверное, слыхал о могучей организации Роснано, возглавляемой Анатолием Чубайсом, организации, которая своими достижениями затмила Силиконовую долину, китайскую экономику и даже Илона Маска. Так вот, сообщают, что под мегапроект «Цифровая экономика» 20 млрд. руб. собираются выделить Чубайсу. Дальше, по-моему, всё понятно: пока мы будем постигать последствия деятельности этого менеджера своим интеллектом, перед человечеством появятся новые задачи.
Машины поработили.
В судах их клевреты наглые,
Из рюмок дуя бензин,
Вычисляют: кто это в Англии
Вел бунт против машин?
Бежим!..
А в ночь, поборовши робость,
Создателю своему
Кибернетический робот:
"Отдай, — говорит, — жену!
Имею слабость к брюнеткам, — говорит. — Люблю
на тридцати оборотах. Лучше по-хорошему уступите!.."
О хищные вещи века!
На душу наложено вето.
\А. Вознесенский\
Грозным грядёт Судный День от Ивана
Лицемерный прилепинский «император»,
Такой же «неуч», как сам Прилепин,
Ляпнул публично про русских бездумно:
Седьмая вода, мол, на киселе,
Ленин – вражИна, а он самый умный.
Вот ведь какие конфузные личности
Ныне в России манипулируют
Сознанием сирого населения,
Готового им «башки оторвать»
За тяжкие против него преступления.
Горько и стыдно за власти держащихся,
В царских покоях Кремля охреневших.
Вижу: Лобное место дымится,
Залито кровью голов отсечённых,
Малюты Скуратова рожа кривится.
Грозным грядёт Судный День от Ивана…
15.12.2019
Cтихи.ру страница Клима Хворостянского (мой псевдоним)
Россия должна не предлагать "миру свою картину будущего", а сохранить себя. Ничтожная численность ее населения в сравнении с площадью государства - главная ее проблема. Неконтролируемый рост численности населения на планете Земля при уменьшении запасов невозобновляемых природных ресурсов делает Россию весьма привлекательным источником таких ресурсов. Но впечатление такое, что власти России установили предстоящий срок ее существования максимум на пару веков - с таким остервенением осуществляется экспорт природных ресурсов плюс небрежная их эксплуатация (лесные пожары, загрязнение рек, накопление мусора и промышленных отходов). Посему - не до жиру, быть бы живу.
И русский человек, и немецкий и др., увы, обладает не только способностью думать, но и инстинктами, самый страшный из которых эгоизм. Который во многих головах соединится с осознанием краткости человеческой жизни и заставит их внушать одним неизбежность существования "неквалифицированного потребителя" с его «минимальным гарантированным доходом», оставляя себе миссию «человека-творца» - естественно, с максимально гарантированным доходом. Без всяких "авангардных идей".
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться