Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 декабря 2020 г.
  4. № 50 (6765) (16.12.2020)
Телеведение

«Псих» как зеркало состояния душ

Фёдор Бондарчук и Паулина Андреева дополнили свой брачный союз профессиональным

16 декабря 2020
Константин Богомолов в роли психотерапевта

В СССР психоанализ с конца 20-х годов ХХ века попал под негласный запрет: копание в душах стало считаться «буржуазным психоложеством», глубоко чуждым пролетариату, который коммунистическая партия вооружила единственно верным материалистическим учением, согласно которому душа есть совокупность условных рефлексов. К тому же советскому человеку было страшно открыть её кому-нибудь – вдруг найдёт такое, за что родная власть не погладит, а поставит в угол, на всякий случай огороженный колючей проволокой. Поэтому едва ли не единственным местом в советских фильмах, где выкладывали из нутра всё, что там было и чего не бывало, являлся кабинет следователя.

Со времени распада коммунистической империи ситуация стала меняться, и психические явления стали попадать в поле зрения отечественных режиссёров, однако за последние 30 лет не набралось и десятка приметных картин, в которых действуют психологи, психотерапевты или психиатры, и нет ни одного фильма класса «Аритмии» Бориса Хлебникова, рассказывающего о враче скорой помощи. Но вот в нынешнем году наш кинематограф, словно почуяв нервозно-неврозный запах карантина, произвёл сразу три: фильм «Гипноз» Валерия Тодоровского и два сериала – «Триггер» Дмитрия Тюрина и «Псих» Фёдора Бондарчука, о котором пойдёт речь.

Бондарчука-режиссёра широкая публика знает как постановщика блокбастеров, хотя в его фильмографии есть не менее интересные, но относительно камерные картины. К их числу принадлежит и «Псих», хотя он периодически выходит из столичных квартир и офисов в открытое пространство. Однако инерция восприятия оказалась такой, что зрители, ожидавшие размашистого действия, без энтузиазма встретили экранные интерьеры, в которых герои решают сугубо личные проблемы, а другие, некогда сопереживавшие героям мексиканских сериалов уровня «Богатые тоже плачут», нашли в «Психе» демонстрацию преуспевания, презрение к бедным и сосредоточенность на никчёмных переживаниях московской элиты.

Сценарий «Психа» написала Паулина Андреева, имеющая немалый актёрский ТВ-опыт, но впервые выступившая в роли теледраматурга. Главным героем она сделала успешного психолога, что естественным образом вовлекло в сюжет его знакомых и клиентов, и придумала ему внутреннюю драму с сопутствующим нервным расстройством из-за внезапного исчезновения жены (привет Дэвиду Финчеру). Чем поймала на крючок всех, кому интересно, как закончатся обе линии – пропавшей супруги и утраченного смысла жизни.

На роль Психа Бондарчук выбрал своего коллегу, известного режиссёра Константина Богомолова, и не ошибся – тот, будучи оригинальным персонажем кинотеатрального сообщества, придал экстравагантные черты своему герою: в его исполнении Олег совсем не похож на ходячее представление о психологе как о вальяжном мэтре с рентгеновским взглядом и успокаивающими манерами. У него иной вид: развевающийся плащ с капюшоном, привычка ездить на самокате, нервическая реакция и резкие, хотя профессионально точные оценки, которые он раздаёт в диалогах с окружающими. С властной матерью-сексологом Кирой (Роза Хайруллина), чьё обращение с сыном отчасти объясняет его характер, и любовником матери Николаем Степановичем (Владимир Симонов). С подругой Верой – Елена Лядова виртуозно играет лгунью и притворщицу с переходами от наглости к лицемерной покорности и обратно. С богатым клиентом Артёмом, боящимся признать свою гомосексуальность (весьма неожиданная роль обычно жовиального Игоря Верника), и его женой Сашей (Марина Александрова), не понимающей, что с ними происходит. С недалёкой клиенткой Леной (Анна Чиповская), которой Олег открывает действительные мотивы её поведения. Со своим куратором и супервизором Игорем (Олег Меньшиков), с которым ведёт поединок, и другими проблемными героями. Но выразить душу может лишь с куклой из магазина принадлежностей для секса, подаренной ему матерью взамен потерянной жены и оживающей в его воображении.

Правда, в стремлении обострить действие авторы подчас заходят чересчур далеко – какими бы психами ни были Олег и его матушка, трудно поверить, что бывалый психолог способен напиться до того, чтобы выпасть в отключку во время публичного выступления, а профессоресса – закатить дикий скандал своему сожителю и коллеге на глазах у студентов. Но в целом режиссёр уверенно рулит повествованием, чередуя сцены, происходящие в разных местах с разными героями, одновременно поддерживая напряжение и давая зрителю расслабиться в эпизодах, где бежит звуковая дорожка, в которой соседствуют Елена Камбурова, Татьяна Анциферова, «БИ-2», «Блестящие», Коля Мягкий и ещё ряд исполнителей. Остаётся досмотреть до конца в надежде, что он будет не слабее начала.

Тэги: Сериал Виктор Матизен Борис Хлебников Фдор Бондарчук Олег Меньшиков Константин Богомолов Роза Хайруллина Паулина Андреева
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Ядерный срыв

    26.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Сергей Шолохов: «Быть вольным во веки веков!»

    1447 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Сталинградская пицца,

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS