Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 декабря 2021 г.
  4. № 50 (6813) (15.12.2021)
Литература Библиосфера

Поговорим с тобой

15 декабря 2021


Станислав Минаков. «Горит свечи огарочек…» Великая Победа в отечественном искусстве. Эссе и статьи XXI века.

– Белгород: Издательство Сангалова К.Ю., 2021. – 436 с.


 

 Поэт Светлана Кекова, доктор русской филологии (Саратов), пишет: «Станислав Минаков раскрывает перед читателями лики своих героев, даруя радость причастия «раю русской души», приобщения к «русскому коду», явленных в великих произведениях отечественного искусства. Очень важна мысль Минакова, что даже в годы безбожия в лучших произведениях сохранялся и приумножался этот код и передавался всем «алчущим и жаждущим правды».

Приведём также отзыв поэта и богослова, кандидата филологии Юрия Кабанкова (Владивосток – Севастополь): «Я – отчасти – знаком с этими «текстами» – по мере того как они писались и публиковались в периодике и интернете. Но, собранные (выбранные!) в одну книгу, они вызывают у меня ощущение некоей абсолютной значимости. И невозможности той самой пошлости, которая правит бал в современном мире».

В новую книгу, с фатьяновским знаменитым песенным названием «Горит свечи огарочек…», Станислав Минаков, харьковчанин, по известным причинам в 2014 году успевший перебраться в Белгород, включил свои эссе, статьи, написанные с 2005 по 2020 год, посвящённые военной теме в русской советской поэзии, прозе и песне, а также кинематографе. Издание в существенно дополненном и переработанном виде продолжает книгу Минакова «Когда мы были на войне…» («Алетейя»).

В предисловии автор отмечает: «В годы столетия Второй русской смуты следует принципиально отрефлексировать очень важный момент отечественного бытия, поскольку он и сегодня является камнем преткновенным, поводом для раздора. Я стою на той позиции, что советский период русской истории был провиденциальным, необходимым для нашего вразумления попущением Божиим, и в советской эпохе, несмотря на морок, наличествуют – хоть далеко не всегда прямо выраженные – следы присутствия Духа Святого. Итак: и в страшном русском ХХ веке были носители сакрального знания (подчас интуитивного, неназванного, безотчётного), деятельность, творчество которых позволило нам сохранить фундаментальные русские ценности даже в тех условиях, которые подчас были направлены на разрушение и уничтожение всего русского. Они сумели выполнить Поручение Божией красоты, гармонии, страдания и сострадания, стали одним из тех сердечных каналов, по которым передавался следующим поколениям русский духовный код, не угасший даже в период безбожия. И с той Священной Великой Отечественной войной мы вслед за нашими художниками возвращались к себе самим, к отчей вере».

Героями книги стали художники (и их произведения) фронтового поколения – поэты Арсений Тарковский, Михаил Исаковский, Павел Шубин, Давид Самойлов, Ярослав Смеляков, Борис Чичибабин, Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Михаил Кульчицкий, Юрий Левитанский, Григорий Поженян, Алексей Фатьянов, Вероника Тушнова, Михаил Матусовский, Расул Гамзатов; прозаики Василь Быков, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Владимир Богомолов, Иван Стаднюк, Вера Панова; кинематографисты Станислав Ростоцкий, Пётр Тодоровский, Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Иван Лапиков, Вячеслав Тихонов, Леонид Быков, Павел Луспекаев, Людмила Гурченко.

Размышляя об образе снегиря в русской поэтической традиции, в эссе «Что ты заводишь песню военну…» автор оттолкнулся от знаменитого сочинения Гавриила Державина 1800 года, перекинув мосток к поэтам-фронтовикам Семёну Липкину, Алексею Суркову, Михаилу Дудину, а также к нашим стихотворцам-современникам: Иосифу Бродскому и другим. Эссе о шедевре М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» сложилось, по признанию автора, к 60-летию Великой Победы, по кончине его отца. И в целом подобралось несколько сочинений, сгруппировавшихся вокруг памятных юбилейных дат – к примеру, 65-летия и 70-летия Победы.

В книгу включены также статьи о композиторах Матвее Блантере, Марке Фрадкине, Евгении Жарковском, Василии Соловьёве-Седом, Яне Френкеле, Александре Пахмутовой, певцах Владимире Бунчикове и Георге Отсе.

Всегда важна не только точка зрения, но и точка взгляда – то, откуда пишущий или говорящий глядит на предмет, и на этой книге не могло не сказаться географическое положение автора – Южная Русь, Новороссия, Слобожанщина, Харьков, Белгород. Обитание на территории, в последнюю четверть века подвергшейся новой вражеской атаке, приведшей к помрачению многих умов и душ, побуждало автора к высказыванию, во многом поперечному навязанной врагом действительности, к поиску мотивов объединительных – для памяти, культуры Русского мира, временно пребывающего в расчленении.

Потому уместно и органично автор заключил книгу рассказом о двух московских поэтических изданиях, посвящённых войне в Донбассе, – сборниках «Ожог» (2015) и «Я – израненная земля» (2017), в которых переплетены та Великая война, как оказалось, незаконченная, и нынешняя, развязанная врагом на Украине в 2014 году.

Александр Пожарский

 

Тэги: Станислав Минаков Александр Пожарский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мой Харьков

    24.08.2022
  • Каменотёс

    10.08.2022
  • «Если будет Россия, значит, буду и я…»

    03.08.2022
  • Свобода слова по-украински

    27.07.2022
  • Так кто тут орки?

    06.07.2022
  • Гвозди без шляпок

    93 голосов
  • Так кто тут орки?

    53 голосов
  • «Они свихнулись окончательно…»

    43 голосов
  • Поэт в изгнании

    40 голосов
  • Свобода слова по-украински

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS