Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 декабря 2018 г.
  4. № 51 (6672) (19.12.2018)
Литература

Великолепленая троица и ХХ век

19 декабря 2018
Александр Васильев представляет свою новую книгу

Васильев А.А.
Фамильные
ценности. Книга
обретённых
мемуаров.
– М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019.
– 512 с. – 7000 экз.

Эта уникальная книга представляет собой изысканное собрание трёх текстов. Знаменитый историк моды Александр Васильев, владея мемуарами своего дяди и отца, решил явить их миру, равно как и свои воспоминания, над которыми работал многие годы. Что же в итоге получилось?

Получилась картина времени, совмещающая в себе черты невероятного драматизма с редкостной человеческой теплотой. Причём теплота в итоге начинает доминировать над драматизмом, несмотря на то что многие страницы книги повествуют о событиях фатальных и непоправимых.

Открывают корпус текстов воспоминания дяди Александра Александровича Васильева Петра Павловича.

Это несколько сбивчивый, нервный, но предельный по накалу искренности фрагмент. Подлинность высказывания потрясает и заставляет сопереживать каждому повороту жизни семьи, с которой мы начинаем знакомиться. Главный герой здесь не подросток, от лица которого ведётся повествование, а семья, причём семья не как группа родственников, а как непререкаемая ценность, стремящаяся сохранить свою целостность в самые трудные годы революции и Гражданской войны. Видно, что рассказчик человек творческий (Пётр Васильев – известный театральный режиссёр) и не чужд беллетристическому началу. Помимо фактов, он замечает многие подробности быта, вещи, особенности городов. В этом смысле эта часть книги весьма познавательна, мы видим панораму революционных событий и событий Гражданской войны не глазами историка или писателя, а очевидца, руководствующегося прежде всего личными впечатлениями, а не масштабностью замысла. Невозможно без спазма в горле читать окончание мемуаров Петра Павловича:

«Счастливейшей называет себя мама потому, что осуществилась её самая сокровенная мечта, владевшая ею, когда она рожала нас: работниками духовной культуры стали её дети. Арест и осуждение отца, последовавшая нищета, общественные осложнения и удары судьбы прошедших лет подточили силы мамы, и, когда весной 1933 года был произведён ещё один акт произвола – маме предложили покинуть Москву, – она не выдержала унижения и покончила с собой… Да святится имя твоё! Но всё это произойдёт потом, потом, а пока… Пока мы сидим за столом, полные веры, надежды и любви, стёкла открытых окон мелко дрожат при каждом проезде трамвая по Орликову переулку, и мы доедаем первый обед, сваренный бабушкой и мамой на московской земле. А на подоконнике ждёт большой полосатый надрезанный арбуз, купленный на Сухаревке».

И очень хочется, чтобы у представителей следующего поколения семьи всё сложилось не так трагично, как у родителей Петра Павловича и Александра Павловича Васильевых.

Продолжают «Фамильные ценности» мемуары Александра Павловича. Если текст его брата обрывается в 30-х годах, то его собственный простирается намного дальше. Он поражает стопроцентной интеллигентностью и чуткостью сочинителя. Автор из тех людей, на которых держится наша российская духовность. И не только в силу его известных всему миру талантов театрального художника и станкового живописца, но потому, что он из тех редких стоиков, преодолевающих все трудности, приобщаясь к самым высокими и утончённым достижениям искусства. Эта вовлечённость в художественное мировоззрение чувствуется на каждой странице. Постоянный анализ, никакого самолюбования, огромная эрудиция и бесконечная тяга к совершенству – соединим всё это и перед нами возникнет портрет Александра Павловича Васильева, написанный невольно им самим.

Фамильные ценности. Книга обретённых мемуаров.jpg

Третья и последняя часть книги принадлежит перу уже Александра Александровича Васильева, нашего современника, широко известного телеведущего, историка моды, обладателя уникальных коллекций. Вполне ожидаемо, что этот адепт стиля написал стилистические воспоминания. О многих событиях из жизни большой семьи, которые нам в какой-то степени уже известны, Васильев пишет с неким словесным прищуром, бережно подбирая интонации, иногда немного отстраняясь, иногда, наоборот, приближаясь куда-то уже на грань деликатности, но не переходя её. Здесь значительно больше личного, субъективного, но в этом и большая доля привлекательности. Ведь вся эта субъективность очень гуманистичная, даже сентиментальная, и в ней – живой человек, хорошо нам знакомый, но и постоянно открывающийся по-новому.

Эта книга не для тех, кто ищет в чтении быстрых эффектов. Она для тех, кто любит подумать, кто ценит неспешность, кто в конце концов обладает вкусом и не хочет его терять в мире, где от безвкусицы иной раз некуда деться.

Максим Замшев

Тэги: Максим Замшев
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Это моя Земля. Поморье»

    11.11.2022
  • Мы в Telegram

    26.09.2022
  • Весь мир в улыбке

    21.09.2022
  • Закончим «Русской весной»

    14.09.2022
  • Максим Замшев в Бункере

    06.09.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Не хотим, как в Париже

    118 голосов
  • Максиму Замшеву – 50!

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS