Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2019 г.
  4. № 51 (6718) (18.12.2019)
Искусство Интервью

Мюзикл – жанр демократичный

Композитор Ким Брейтбург о современном прочтении классики

18 декабря 2019

Сразу три мюзикла Кима Брейтбурга вошли в программу недавно закончившегося фестиваля региональных театров «Видеть музыку».

 

– Ким Александрович, «Дубровский» и «Джейн Эйр» – опираются на литературные сюжеты. Какими соображениями вы руководствовались (репертуарными, коммерческими, авторскими вкусовыми) при выборе тем для этих своих музыкальных произведений?

– Пушкинский «Дубровский» будто специально создан для мюзикла. В нём есть прекрасная романтическая линия, «горячие точки» картин крестьянского бунта, подразумевающие большие массовые сцены, множество характерных персонажей, возможность выстроить контрастную номерную структуру, своего рода стилистический коллаж. Что я, как автор музыки, и сделал – ведь мюзикл «Дубровский», по сути, представляет собой ревю.

Литературные достоинства «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте для создания мюзикла очевидны: умная и волевая, прекрасная в своих человеческих проявлениях героиня, любовь, наполненная драматизмом и сложностью чувств, атмосфера таинственности, присущая готическим романам, и яркая карнавальность народных сцен – что может быть лучше?

Кроме того, оба названных литературных произведения хрестоматийны, хорошо знакомы широкой аудитории. Они несут в себе определённые архетипы, которые публика мгновенно распознаёт и чувствует себя, воспринимая эти сюжеты в сценическом воплощении, в эмоциональном плане абсолютно комфортно. А это для такого демократичного жанра, как мюзикл, крайне важно.

– Что литература теряет и что приобретает, испытав второе рождение в формате мюзикла?

– Текст мюзикла всегда бывает повышенно экспрессивным, эмоциональным, поэтически возвышенным и очень плотно скомпонованным. Диалоговая часть сценария часто бывает гораздо короче, чем в драматической пьесе. Эта концентрация сценария – высокоэффективная дистилляция характера и обстоятельств, которая ведёт к неизбежной необходимости танцевать и петь. Персонажи танцуют и поют в сложных сценических построениях, где логика обычного бытового поведения не работает. Это, собственно говоря, и позволяет идентифицировать жанровую принадлежность постановки именно как мюзикл.

Прекрасные мюзиклы, созданные путём адаптаций других источников, например пьес, рассказов, сказок, романов и т.д., всегда по-своему увеличивали ценность материала своего литературного источника. Адаптации, созданные талантливыми авторами, не только добавляли песни и музыкальную драматургию, но и превращали эти работы в новые шедевры – правда, теперь уже музыкального театра.

– За последние годы вышло несколько версий «Анны Карениной», «Трёх мушкетёров», «Графа Монте-Кристо», «Мёртвых душ», «Алых парусов», «12 стульев»… В чём вы видите причины такого явления?

– Отвечу в данном случае как продюсер: есть веская причина, по которой столь многие литературные произведения были адаптированы в сценические мюзиклы: зрителям известны заглавия и истории, и они могут получить наслаждение от того, как эти истории положили на музыку. Самоочевидно, что их ждёт иной тип произведения, но когда они тратят свои деньги, гораздо легче убедить их расстаться с купюрами ради чего-то такого, с чем они уже хорошо знакомы.

– Натолкнулась в интернете на творческую работу девятиклассницы из Смоленска – «Мюзикл как современное прочтение классической литературы», в котором она (не без явного участия педагога по музыке) формулирует типичную и для профессиональной критики мысль о том, что столь активное распространение «литературного мюзикла» сегодня – не что иное, как стремление музыкального театра прогнуться под «дайджестированное» сознание молодёжи… Что вы думаете по этому поводу?

– Скажу, что это не совсем так. Мюзикл с самого начала был своего рода дайджестом по отношению к литературному первоисточнику, это специфика жанра, а не сегодняшнего времени. Вывод вы можете сделать даже на основании всего того, о чём я уже говорил выше. В то же время темп жизни растёт, и этого нельзя не учитывать. Мир изменился, и изменился способ восприятия информации молодёжью. Да, клиповое мышление приобретает сегодня всё большее значение, в том числе при моделировании процессов, связанных с восприятием аудиторией музыкально-сценических видов искусства.

– Есть ли у вас проекты по созданию новых мюзиклов? О мюзикализации каких шедевров классической литературы вы думаете?

– Да. Такие проекты у меня есть. Один из них почти завершён, другой находится на самых начальных стадиях работы. Но названий я вам пока не скажу, извините, – всему своё время!

– Спектакль «Джейн Эйр», поставленный по вашему и Карена Кавалеряна одноимённому мюзиклу, понравился зрителям. Это победа театра или литературы?

– Это – победа общая! Это победа коллектива постановщиков: режиссёра и хореографа Николая Андросова, музыкального руководителя Валерии Брейтбург, художника Кати Крюковой и всех актёров театра. Это победа директора театра Светланы Борисовой и всех, кто сделал качественные декорации и костюмы. Это победа определённой художественно-постановочной концепции продюсера.

Беседу вела Татьяна Тхарева



В тему

Музыкальная драма «золотого века» мюзикла, сформировавшаяся в 40–50 годах прошлого столетия, стала позиционировать семью, общество, государство, ответственность и веру простых людей в собственные силы как свои главные идеалы. То, что многие сейчас называют традиционными ценностями, чётко артикулируется в этом жанре. Честность и решимость, с которыми персонажи стремятся к воплощению и поддержанию этих ценностей, часто являются их основной мотивацией. 

fJC4d7XrAMA.jpg

 

Тэги: Мюзикл Джейн эйр Татьяна Тхарева
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Без фурора и простоты:

    02.10.2023
  • В учёном сообществе

    15.09.2023
  • Все краски Теночтитлана

    26.02.2022
  • Фотоглас

    29.12.2021
  • «Ход королевы» поставят в театре

    09.03.2021
  • Все краски Теночтитлана

    82 голосов
  • Купились на Укупника

    13 голосов
  • Купились на Укупника

    11 голосов
  • Фотоглас

    8 голосов
  • Мюзикл – жанр демократичный

    6 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS