Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 декабря 2021 г.
  4. № 51 (6814) (22.12.2021)
Литература

Бардовское дело – бессмертно

Расслышать интонацию лирического героя среди разноголосия персонажей песен непросто, но можно

22 декабря 2021

Исполняется 85 лет замечательному поэту, барду, драматургу Юлию Киму. В преддверии юбилея мы побеседовали с ним о главных творческих достижениях.


– В вашей фильмографии более 50 кинокартин, для которых вы написали песни. А есть ли у вас собственный фильм-фаворит из тех, над которыми вы работали?

– Это «Бумбараш» и «Обыкновенное чудо». Впрочем, и «Собачье сердце», и «Человек с бульвара Капуцинов» тоже хороши. Уж не говоря о «Пяти вечерах».

– Культура бардовской песни, которая занимала большое место в жизни советских людей, сегодня, кажется, несколько ушла в тень… Это веяние эпохи? Как поэт становится бардом?

– Бард – это не просто поэт-песенник, это автор песни в целом, т.е. и её мелодии, и её текста. Это особый способ поэтического высказывания образованного человека. Барды появились в 60-е годы прошлого века, когда в молодом поколении интеллигентов возникла потребность в подобном способе высказывания, так как произошёл крутой перелом в осознании мира и самих себя в нём. Это стало традицией, поэтому бардовское дело бессмертно и ни в какую тень не ушло: ежегодно происходит множество фестивалей, собирающих тысячи бардолюбов, – и в России, и за рубежом.

– Как сосуществуют в вашем творчестве исповедальная лирика и тексты песен? Иногда создаётся ощущение, что писали их два разных автора...

– Мой случай в бардовском деле особый: чаще всего я пишу от имени различных персонажей фильмов или пьес. Найти мою индивидуальную интонацию в этом разноголосии непросто, но можно. Прямых высказываний моего лирического героя очень немного, но нередко их можно услышать из уст тех самых персонажей, для которых я и сочиняю.

– В книге «И я там был» вы немало страниц посвятили Камчатке. О ней же – «Путешествие к маяку». Похоже, это место произвело на вас неизгладимое впечатление…

– В 1959 году я получил направление на Камчатку преподавать в средней школе историю и литературу и 3 года непрерывно этим занимался в далёком посёлке Ильпырский при очень успешном рыбокомбинате. Это было, пожалуй, самым сильным впечатлением моей жизни, поэтому меня туда всегда тянуло, и я потом раз 10 там побывал.

– Вы входите в редколлегию «Иерусалимского журнала». Что волнует сегодня израильских авторов, какие темы преобладают? Находите ли что-то близкое для себя?

– Это литературный русскоязычный альманах, возглавляемый поэтом И.А.  Бяльским, которому честь и слава за этот непрерывный труд и отменный результат. Проза, поэзия, мемуары, беллетристика, Д. Самойлов, А. Городницкий, Б. Слуцкий, Д. Рубина, М. Книжник, Д. Маркиш – даже этот краткий, навскидку, перечень говорит о богатстве и разнообразии. В центре внимания, разумеется, еврейская жизнь – и недавняя, и давняя, и очень давняя, – в контексте жизни общечеловеческой. В разноголосии авторов есть нечто, их объединяющее: русский язык (иврит и идиш, само собой, представлены в переводах), что легко помогает и мне вписаться в эту компанию.

– Юбилей традиционно повод подвести промежуточные итоги. Можете навскидку составить топ-5 собственных достижений, «нерукотворных памятников»?

– 1. «Соловецкие чайки», песня.

2. «15–29», песня.

3. «Путешествие к маяку», рассказ.

4. «Русалка на ветвях», пьеса-сказка.

5. «Патруль», драматическая поэма (по мотивам «Двенадцати» А. Блока).

– А сейчас работаете над чем-нибудь?

– В настоящее время сижу над очередным проектом либретто для мюзикла.


Поздравляем Юлия Черсановича Кима с 85-летием! Желаем здоровья, удачи и неиссякаемого вдохновения!




«ЛГ»-досье

Юлий Черсанович Ким родился в 1936 году в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт. Будучи студентом, начал писать песни на свои стихи и исполнять их. Первые концерты состоялись в Москве в начале 1960-х. В 1963 году сочинил песню для фильма «Улица Ньютона, дом 1», затем последовали заказы от  «Мосфильма», Киностудии им. Горького, Киностудии им. Довженко. В 1975 году представил  Театру Советской армии пьесу «Иван-солдат». Автор свыше тридцати драматических произведений, пятисот песен и десятка книг. Перевёл на русский язык мюзикл «Нотр-Дам-де-Пари», автор либретто мюзиклов «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина». Член Союза кинематографистов, Союза писателей, ПЕН-клуба. Лауреат премии «Золотой Остап», государственной премии им. Булата Окуджавы, Национальной премии «Поэт».



Тэги: Валерия Галкина
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Многоликая Марина

    05.10.2022
  • Свидетель бытия

    07.09.2022
  • Сорок часов с книгой

    07.09.2022
  • Азарт переводчика

    24.08.2022
  • Между искусством и экологией

    27.07.2022
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Вершина бытия

    173 голосов
  • Поэзия вероятности

    90 голосов
  • Библиотека народной памяти

    68 голосов
  • Позиция, а не оппозиция

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS