Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 декабря 2021 г.
  4. № 51 (6814) (22.12.2021)
Общество

Жёлтые колготки, летящие наряды

Останутся ли «Женщины Есенина» в репертуаре МХАТа?

22 декабря 2021
Андрей Вешкурцев (Сергей Есенин) и Екатерина  Стриженова (мать поэта) на генеральном прогоне  спектакля «Женщины Есенина»

МХАТ имени Горького представил спектакль «Женщины Есенина» по книге Захара Прилепина в инсценировке Елены Исаевой. Два премьерных дня прошли при полностью заполненном зале.


Это не первая попытка поговорить с театральной сцены о тех, кого любил великий поэт. Например, в Театре Виктюка уже третий год идёт спектакль «Сергей и Айседора», где героев играют Игорь Неведров и Анна Терехова. Но, пожалуй, как книга Прилепина стала наиболее полной из существующих биографий Есенина, так и спектакль режиссёра Галины Полищук стал значимым событием в сценическом раскрытии любовных историй поэта.

Ну, впрочем, довольно общих слов – кто же они, женщины Есенина?

Их пять и одна.

Пять: Анна Изряднова (Мария Янушевская), Зинаида Райх (Алиса Гребенщикова), Айседора Дункан (Екатерина Волкова), Галина Бениславская (Агния Кузнецова), Софья Толстая (Наталия Медведева). Образы актрисы Августы Миклашевской (которая стала адресатом цикла «Любовь хулигана», Лидии Кашиной (прототип Анны Снегиной) и поэтессы Надежды Вольпин, которая даже родила поэту сына, прошли по касательной, смутными образами.

А одна – это мать Есенина. Татьяна, хороша была Танюша, краше не было в селе. Играет её Екатерина Стриженова, и это, пожалуй, центральный женский образ спектакля. Не старушка в старомодном ветхом шушуне, а упрямая, гордая женщина, насильно выданная замуж за Александра Есенина, сбежавшая от него в город после свадьбы, нагулявшая второго сына, неверная, непокорная и всё равно обожаемая тихим всепрощающим мужем.

Есенин (Андрей Вешкурцев) – совсем не пастушок Лель, которым любят часто его изображать. Это тот, в ком отразится Чёрный человек, это воплощение русской хтони, это человек, которого высасывает пустота, и демоны его пляшут, как пьяные в кабаке.

Есенин ревнует своих любимых, кричит на них, бьёт их, и в лице каждой из них он, конечно, мстит своей неверной, гулящей матери, ненавидимой и обожаемой.

После первой брачной ночи с самой любимой своей женщиной, Зинаидой Райх, он узнаёт, что она соврала ему о своей невинности, – и приходит в бешенство.

– Ты меня больше не любишь? – спрашивает Райх (Гребенщикова).

– Люблю, но больше не верю.

Есенин больше не верит никому из женщин. В спектакле показана даже сцена ревности к безропотной Бениславской, которую якобы видели с кем-то в театре. Страстные сцены выяснений отношений с женщинами сменяются картинами из жизни Татьяны Есениной, которая то уходит от мужа, то возвращается к нему, то, уже постаревшая, пытается заговорить сына от пьянства. И не алкоголь, а ревность вот эта, пустота – главный демон Есенина.

Спектакль полон визуальных «якорей», на которых фиксируется взгляд: кожаный тренч гордой и любящей Райх, жёлтые колготки раздражающей своей собачьей преданностью Бениславской, невозможные летящие наряды Айседоры, которую в кои-то веки показали не полноватой старухой, а по-настоящему яркой звездой сцены, после которой Есенину «с молодыми скучно».

И, конечно, стихи. Стихи Есенина, которые они читают на два голоса с Райх, стихи, которые он читает в кабаках, и финальная сцена, где, уже попрощавшись по телефону с Бениславской перед роковым отъездом в Ленинград, поэт выходит на сцену и начинает читать по одной строчке из каждого своего стихотворения. Звучит там и «до свиданья, друг мой, до свиданья» – и поэтому кажется, что это выступление происходит уже не на Земле.

По непонятному решению нового директора МХАТа Владимира Кехмана большинство декабрьских постановок «Женщин Есенина» отменили. Теперь увидеть этот спектакль на сцене можно будет только с 22 декабря, до конца года он будет показан четыре раза; что будет дальше и как далеко зайдёт война нового управленца с прошлым наследием МХАТа, неизвестно.

Тэги: Премьера Анна Долгарева
Обсудить в группе Telegram

Анна Долгарева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Поэма конца

    228 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Свои и чужие

    124 голосов
  • Бесхвостый кот, снайпер и бабы

    105 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS