Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 декабря 2022 г.
  4. № 51 (6865) (21.12.2022)
Литература Юбилей

По обильным плодам их...

К 75-летию Леонида Юзефовича

21 декабря 2022
Василий Смирнов / ИТАР-ТАСС

Леонид Юзефович – автор, без которого отечественная постсоветская литература была бы совсем другой. Писатель, из творчества которого, как из гоголевской шинели, вышли многие современные литераторы. Единственный трёхкратный лауреат премии «Большая книга». Прозаик, книги которого любят и ценят не только эксперты – коллеги или критики, но и самый широкий круг читателей. Наконец, неизменно доброжелательный, глубокий и деликатный человек без грамма снобизма.

Впрочем, обо всём по порядку.

Рассуждая об авторах, определивших наше постсоветское литературное бытие, обыкновенно вспоминают различных постмодернистов – Пелевина, Сорокина и других. Но проблема вот в чём: эти пи­сатели при всём их влиянии на литературу девяностых или нулевых не оставили после себя школы, направления или последователей. Скорее, напротив – выжженное поле, перед которым высится табличка «Выхода нет». Такова примета их дарований – писатель, воспользовавшийся наработками Пелевина или Сорокина и тем более подражавший этим авторам, совершал литературное самоубийство.

С Юзефовичем же всё иначе. Более того, он никогда не закапывал, не уничтожал и не деконструировал, казалось бы, отжившее – он возрождал его, старался вдохнуть в него новую жизнь.

Например, в 1993 году вышла его книга о бароне Унгерне – «Самодержец пустыни». Сегодня понятно, что ценна эта работа не только несомненными литературными достоинствами. И не только выводом яркой демонической фигуры неистового барона из зоны умолчания (через пару лет он станет одним из героев «Чапаева и Пустоты» того же Виктора Пелевина). Большое видится на расстоянии. В девяностые отечественный биографический нон-фикшен переживал далеко не лучшие времена, а в его флагмане, молодогвардейской серии «ЖЗЛ», выходило по пять книг в год мизерными тиражами. Более того, доверчивый постсоветский читатель на какое-то время очаровался мороком псевдодокументальной желтизны – книжные магазины были переполнены поделками про масонов и оккультного Сталина. И читателя можно понять: он устал от идеологического диктата – хоть советского, хоть обратного ему перестроечного и постперестроечного – и тянулся к интересному.

В эти мрачные годы Леонид Юзефович со своим «Самодержцем» продолжал нести факел подлинного просвещения в изначальном смысле этого слова. И в том, что к концу девяностых книжная желтизна схлынула, нон-фикшен сейчас переживает очередной ренессанс, писатели первого ряда с радостью пишут для «ЖЗЛ», а люди зачитываются толстенными жизнеописаниями, есть и его заслуга.

Верная примета – о книгах Леонида Юзефовича нужно судить не только по их выходе, но и впоследствии – по плодам их, по влиянию их. Вот ещё один пример. Историко-детективная тетралогия Юзефовича (три книги о сыщике Путилине плюс роман «Казароза») показала читателям, что остросюжетное и увлекательное может быть глубоким и многослойным, а писателям – что читатель готов к интересной сложности, повышению планки. Небывалый успех приключений Фандорина впоследствии замечательно это доказал. Оказалось, что никаких «презренных низких жанров» попросту нет – дело в авторском подходе. А из книжных магазинов пропали криво сбитые истории про ментов и бандитов, про Слепых и Меченых, пользовавшиеся в девяностые бешеной популярностью.

«Журавли и карлики», с одной стороны, напомнили нам о том, что жанр романа о трикстере снова стал актуален, а с другой стороны, развязали продолжающуюся до сих пор литературную дискуссию о смутных временах распада и их преодолении. «Зимняя дорога» продемонстрировала, что документальное повествование может быть лирическим, элегическим, почти поэмой в прозе. А недавний «Филэллин»? История о несчастном и неприкаянном, симпатичном и искреннем штабс-капитане Мосцепанове, отправляющемся на греко-турецкую войну, в 2022 году заиграла новыми красками, а герой из сегодняшнего дня смотрится фигурой почти зловещей.

Леонид Юзефович получал «Большую книгу» трижды – за романы «Журавли и карлики» (2009), «Зимняя дорога» (2016) и «Филэллин» (2021). Сейчас этот триптих видится так: нам необходимо осмысление настоящего и примирение с прошлым, чтобы избежать жестоко-героического будущего. Увы, уже наступившего.

Симптоматично и то, что все книги Леонида Юзефовича продолжают переиздаваться (кроме тех, где он сам против переизданий). А это значит, что они интересны всё новым и новым читателям – спрос здесь совершенно точно рождает предложение. Так бывает далеко не всегда: у иных важных фигур отечественного литературного процесса переиздаются только их наиболее популярные, знаковые тексты. Что говорит ещё и о том, что проходных, необязательных книг у Юзефовича просто нет.

Наконец, несмотря на заслуженные признание и авторитет, Леонид Юзефович открыт к общению, неизменно доброжелательно отзывается об удачных литературных опытах своих коллег... Характерный эпизод: в одном интервью, которое писатель давал в конце прошлого года, он с благодарностью поимённо упомянул едва ли не всех писателей и критиков, написавших о его последнем романе. Как маститых, так и неизвестных или начинающих. Как это контрастирует с поведением некоторых «литературных звёзд», не правда ли?

Поздравляем Леонида Юзефовича с юбилеем, желаем здоровья, радости и новых творческих удач!

Обсудить в группе Telegram

Иван Родионов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • «Особая для наших душ минута...»

    10.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS