190 лет со дня рождения Льва Толстого – знаковая дата не только для литературы, но и для всей культуры в целом. И, пожалуй, наиболее полно такая «синтетичность» писателя была раскрыта в программе фестиваля «Лев Толстой глазами музыкантов», инициированного Фондом развития творческих инициатив. Соавторами самой идеи фестиваля и организаторами стали профессора Московской консерватории Евгения Кривицкая и Александр Соловьёв.
Кульминацией музыкального празднования юбилея стали подведение итогов и заключительный гала-концерт лауреатов Всероссийского конкурса композиторов «Крейцерова соната», проходившего в рамках фестиваля. Его задача состояла в том, чтобы не только осмыслить творчество Толстого через музыку, но и дать импульс к воскрешению жанров программной музыки, ныне не особо жалуемой современными композиторами.
У многих из собравшихся в концертном зале Дома композиторов порой возникало ощущение, что они всего за один вечер перечитали одним махом все тома великого писателя. Кстати, конкурс, заявленный как всероссийский, на самом деле оказался международным. Настоящим героем вечера стал молодой композитор из Вьетнама Као Динь Тханг. Его фортепианная пьеса «Anna» получила лишь вторую премию. И здесь мы позволим себе не согласиться с членами высокого жюри. В наше время, когда Мелодия – как же хочется писать это слово с большой буквы! – уже практически убита звуковыми экспериментами новомодных композиторских школ, именно мелодичность данного произведения хочется подчеркнуть особо. И недаром эта вроде бы на первый взгляд скромная небольшая пьеса не только по-настоящему запала в сердца слушателей, но и была отмечена специальным призом от программы «Музыка в событиях. Выбор Ольги Русановой» «Радио России». Као Динь Тханг признался, что читал «Анну Каренину» в переводе на вьетнамский и что у него на родине Толстого хорошо знают и очень-очень любят.
В номинации «Мелодекламация» оба представленных на суд взыскательного жюри произведения были признаны лучшими. Жанр мелодек-ламации ныне чрезвычайно редкий. И это при его, можно сказать, господстве во времена Толстого! Редкий – а жаль! Это неразрывная связь музыки и литературы, театр одного актёра. Ведущий концерта – великолепный Пётр Татарицкий – выступил и в амплуа чтеца. Его голос – сама музыка. Шуршащий шёпот, от которого буквально веяло ароматом палой листвы в «Осенней элегии» на стихи Александра Блока» Ольги Алюшиной. И блестящий великосветский образ героя в мелодекламации Анжелики Комиссаренко «Несколько слов о русской кухне, любви и семье». Ах, как же это было во всех смыслах вкусно и сценически ярко разыграно!
А затем публику ждала целая палитра хоровых сочинений, наглядно иллюстрирующих мнение о том, что русская душа по-настоящему раскрывается в хоровой музыке. Конечно, молодым конкурсантам трудно было соревноваться с такими мэтрами, как Толибхон Шахиди, чьи «Метафоры по «Крейцеровой сонате» справедливо получили первую премию.
И всё же мы опять устроим «праздник непослушания» и обратим внимание на юного Сергея Терентьева с его «Homo armatus» («Человек вооружённый»). Ему досталась третья премия, но это был, пожалуй, наиболее сильный толстовский антивоенный посыл, выраженный словами Курта Воннегута: «Я с той планеты, где с незапамятных времён идёт бессмысленная бойня».
К этому остаётся лишь добавить слова самого «виновника торжества» Льва Толстого: «Я должен сказать, что вся эта цивилизация – пусть она исчезнет к чёртовой матери, но – музыку жалко!»
Мария Залесская