Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 декабря 2019 г.
  4. № 52 (6719) (25.12.2019)
Литература Искусство Невский проспект Мнение

«Собирание бабочек»

Читая Сергея Аксакова

25 декабря 2019
Сергей Аксаков диктует воспоминания дочери. Гравюра, 1892 год, художник К. Трутовский

Бабочки не то, чем кажутся. Это труднопредставимо, но гусени­ца и куколка – та же бабочка, но до поры носящая личину. Во вселен­ной насекомых это вообще рутина, имей ты там хоть полный, хоть непол­ный цикл метаморфоза. Да и не толь­ко в их вселенной – природа разнооб­разна лишь внешне, в своей диалекти­ке, в своей внутренней логике она не изобретательна. Так, человек, в сущно­сти, повторяет в своём развитии тот же метаморфоз: вначале – эмбрион-яйцо, молчаливая полужизнь; следом – мла­денец-личинка, который только бе­рёт от мира пищу и навыки жизни; по­том – подросток-куколка, он замыка­ется, отгораживается от окружения (не хитином, а кожурой неприятия), чтобы в одиночестве, в отчуждении и недове­рии к миру научиться думать и посту­пать независимо, научиться не только брать, но и чем-то делиться; и только после этой науки из скорлупы выходит человек-имаго...

Но сейчас – не об этом. Наглядность столь простых вещей, как детские (юно­шеские) увлечения, их ясный строй и повторяющийся из раза в раз мотив – лучшее свидетельство преемственно­сти определённых типов характера, естественным путём воспроизводимых в своём ареале, подобно тому, как гриб­ницы, пронизавшие мицелием землю, из года в год выталкивают на одних и тех же местах свои плодовые тела. Бывает иной год грибной – он побогаче, бывает год беднее, но неизменна суть. Пожалуй, многие, читая «Собирание бабочек», осо­знают, что они с Аксаковым из одной грибницы. Осознают и невольно погру­жаются в собственное детство – солнеч­ное, летнее, полное ароматов цветущих трав и стрёкота кузнечиков, и в нём, сво­ём ожившем детстве, купаются, как оса в туркменской дыне.

В моём случае всё сходится пора­зительно, до мелочей. В ученические годы я на пару со своим приятелем по даче (происходило дело под Лугой, на Мерёвском озере) был страстно увлечён энтомологией. Зимой пополнял необ­ходимый инструментарий (в магазине «Учколлектор» продавали для школьной и студенческой биологической практи­ки энтомологические булавки, распра­вилки, пинцеты, монтировочные иглы), клеил картонные коробки со стеклян­ной крышкой, готовил во множестве маленькие конвертики, куда следовало при сборе складывать придавленных бабочек, чтобы те, даже придя в себя, не обтрепали крылья. А с мая начина­лась радостная страда – бегал с сачком за махаонами и зорьками, мнемозина­ми и адмиралами, голубыми ленточни­цами и медведицами, расправлял в спе­циальном станочке, где можно было отрегулировать ширину щели под тон­кое брюшко боярышницы или толстое – бражника. Ставил почвенные ловушки на жужелиц. Пойманных жуков распи­нал на пробке, заморив предваритель­но в парах эфира. Стрекозам в брюшко- хвост вставлял тонкую соломинку, что­бы не обломилось, когда расправленная стрекоза высохнет – уж больно хрупки, особенно лютки и стрелки. Брал и куз­нечиков, кобылок, лесных клопов…

Впоследствии, правда, от практи­ки тотального сбора отказался, отдав исключительное предпочтение жукам, как самым из шестиногих выдающимся и несравненным. В этом отличие. Акса­ков предпочтение отдал чешуекрылым: «Кроме бабочек, которых у Тимьянского было более пятидесяти, он набрал уже около сотни разных насекомых: неко­торые блистали яркими радужными красками, особенно из породы жуков, божьих коровок, шпанских мух и так­же из породы коромыслов; а некото­рые отличались особенностью и стран­ностью своего наружного вида; но все они мне не нравились и даже были про­тивны. Бабочки, бабочки! – вот к чему я привязывался с каждым днём более».

Выходит, Аксаков по вкусовым при­страстиям в большем родстве всё же с Набоковым и Прохановым (тоже знат­ный любитель бабочек). Впрочем, это уже погрешности, которыми можно пре­небречь. Вообще достойно удивления, насколько русские писатели были и оста­ются склонными к естествознанию, даже если не брать в расчёт энтомологию. Ред­ко кто из классиков не бродил по перелес­кам, полям и болотам с ружьём, Бунин с Куприным по запаху с закрытыми глазами могли определить сорт дыни, Астафьев знал толк как в пескарях, так и в царь-рыбах, про Пришвина и Хлеб­никова нечего и говорить – известно каждому. (Справедливости ради стоит отметить, что Метерлинк весьма инте­ресовался пчёлами, а Эрнст Юнгер, как и ваш покорный слуга, коллекциони­ровал жесткокрылых.) Из нынешних: Сергей Коровин – рыболов, наизусть выучивший Сабанеева, Михаил Тарков­ский – охотник-промысловик, Татьяна Москвина – всё знает о деревьях.

Поэтому, должно быть, в русской литературе невозможно то, с чем мы на каждом шагу встречаемся в Голли­вуде (сценарии всё-таки пишут про­фессионалы пера) – там тараканов и клопов то и дело называют жуками, саламандр – рептилиями, а пауков – насекомыми. И вообще, если грёзы культурного мифа народа что-то могут сказать о самом народе, то стоит иметь в виду, что ведущая тема американской «фабрики грёз» – месть, возврат обиды обидчику в форме неприемлемого ущер­ба. Нет чтобы бегать с сачком за бабоч­ками! Так вместо этого Пол Верховен воюет с инопланетными жуками (более того – с какой-то сводной цивилизацией членистоногих), а люди в чёрном бьются с космическим тараканом (упорно назы­вая его при этом жуком).

Между тем энтомология – это живая диалектика, наглядная метафора пре­ображения: подкладываешь свежие листочки гусеницам, смотришь, как они растут, потом окукливаются, и наконец из хризалид выходят чудесные крыла­тые создания, для которых Господь не пожалел всех своих красок. На глазах происходит чудо. А ребёнок, воочию видевший чудо, вряд ли вырастет деля­гой и прохвостом. Хотя, конечно, всякое бывает.

И ещё – относительно впечатлений. Читая эту книгу, невольно испытываешь неожиданное, но сильное чувство, зало­женное здесь исподволь, помимо наме­рений автора, чувство утраты. Безвоз­вратной утраты одного существенного достояния, можно сказать, цивилиза­ционной ценности – аристократизма. В том значении, в каком это достояние понимал Бердяев: «То, что у аристокра­та всё даровое, всё наследственное, а не трудовое, не заработанное личными усилиями, порождает ряд своеобразных душевных черт. Настоящему аристокра­ту чужды ressentiment, обида, зависть, ободранная кожа. Аристократ мог быть обидчиком и часто им бывал, но не мог быть обиженным.

Переживания обиды и зависти – не аристократические переживания. Поэтому всякую обиду аристократ пере­живал как оскорбление своей чести. Ценность аристократического типа даровая, а не трудовая. Поэтому она подобна красоте, которая даром и ни за что даётся. Красив по наследству, по рождению и потому никому не зави­дует. Аристократизм есть порождение избытка, а не недостатка. И подлинно аристократическому типу свойственно отдавать от избытка, быть великодуш­ным и щедрым».

Аксаков – олицетворение этой утра­ченной ценности, ненавязчивое, но печальное напоминание о ней. Почему утрата безвозвратна? Потому что ари­стократизму не научиться, и замены ему нет. Сколько бы прослойка ни мор­щила нос и ни именовала себя духовной аристократией, она остаётся всего лишь духовной буржуазией с наморщенным носом. Не более.


13-Бабочки.jpg

Иллюстрации к рассказу «Собирание бабочек»

Тэги: Павел Крусанов
Обсудить в группе Telegram

Павел Крусанов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Пламя родной Ялани

    22.06.2022
  • Слёт увлечённых

    02.03.2022
  • Честный и яснослышащий

    02.12.2020
  • Прямая речь

    29.07.2020
  • Обретение одухотворяющей идеи

    01.04.2020
  • Обретение одухотворяющей идеи

    13 голосов
  • Прямая речь

    12 голосов
  • Пламя родной Ялани

    8 голосов
  • Разумная душа симфонии

    8 голосов
  • Честный и яснослышащий

    8 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS