Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 февраля 2017 г.
  4. № 6 (6586) (15.02.2017)
Телеведение

Поучитесь у провинции

15 февраля 2017
Столичным каналам стоит поучиться у Казани и Донецка

Региональные тележурналисты могли бы дать урок столичным


Удивительное дело – в наше время региональное телевидение перестаёт быть только региональным. То есть, конечно, рязанский канал по-прежнему адресован зрителям соответствующего города и области, но ведь теперь его можно видеть хоть в Москве, хоть в Нью-Йорке! Открывай интернет, нажимай «Рязань ТВ» – и смотри на здоровье. Теперь телевидение Брянское, Липецкое, Смоленское, Астраханское поистине обращено «и к городу, и к миру».

Лично мне эта возможность – видеть региональное вещание – очень пригождается сейчас, когда я делаю учебник для телеведущих: чуть не половина примеров приходит из практики региональных журналистов.

Вот миловидная Зухра Уразбахтина рассказывает новости на телевидении Татарстана. Именно рассказывает, без всякого крикливого напора, как это принято на большинстве федеральных каналов. Так ведь и есть о чём рассказывать! Идёт информация о реальной жизни: о промышленности, сельском хозяйстве, социалке, науке, культуре. То есть это подлинный новостной выпуск, а не сводка происшествий. Может быть, поэтому от Зухры просто-таки веет хорошим настроением, доброжелательностью. И, что очень важно, она доносит до зрителя настоящую русскую речь – с правильными ударениями, интонацией.

Мне много раз доводилось бывать в Казани, Набережных Челнах, даже в маленьком Арске, когда писал сценарий фильма о знаменитых ичигах – наборных татарских сапожках. И вот теперь – насмотрелся телевидения Татарстана, и вдруг так захотелось пройтись по главной столичной улице, заглянуть в Дом татарской кулинарии, сесть к окну – чтобы колокольня Богоявленского собора была видна! – и заказать… впрочем, я отвлёкся от дела.

Да, кажется, сейчас единственная возможность разглядеть, почувствовать свою собственную страну – это окунуться в региональное вещание. Ибо когда федералы упоминают Иркутск, Тверь или, допустим, Петрозаводск, каждый раз вздрагиваешь – что там случилось? И точно – на экране или пожар полыхает, или искорёженные машины валяются. Как раз благодаря телевидению мы и не знаем, что происходит в стране. Да и в мире.

Когда я первый раз открыл донецкий телеканал, то представлял, что сейчас меня оглушат выстрелы да взрывы. Ничего подобного! Новости как новости. Восстановление металлургического комбината. Ремонт школы. Гастроли российского циркового коллектива. Премьера в театре оперы.

12-2-6.jpg

И только одна деталь пронзительно напомнила о том, где же всё это происходит. Идёт предновогодний репортаж из ёлочного питомника. Ведущая то и дело перескакивает или обходит присыпанные снежком какие-то странные ямки. Ба, да ведь это же воронки от снарядов! Оказывается, питомник расположен чуть ли не на границе с территорией, занятой украинскими войсками. «А что вы будете делать с этими деревцами?» – спрашивает журналистка и показывает на ёлочки с посечёнными верхушками. «Да ведь они хорошенькие да стройненькие такие, – гладит колкие веточки хозяйка плантации. – Ну, да ладно, поставим в ценнике «второй сорт»…

А ещё о тревожной обстановке напоминает бегущая строка, постоянно призывающая сообщать в полицию о подозрительных людях и автомобилях.

Коллеги вы мои милые, какое же хорошее дело вы делаете! Изо дня в день, из передачи в передачу, вы притягиваете мир, созидание, творчество. И когда донецкий министр промышленности и транспорта в интервью вашему журналисту рассказывает о том, что для него заводы, фабрики – это и есть настоящая экономика, что не надо спешить отдавать в частные руки то, что и так хорошо работает, или, наоборот, национализировать успешные предприятия – всё это интересно и поучительно не только для вас.

Тут лишь одно можно поставить вам в упрёк. Вот корреспондент идёт по двору восстановленного из руин детского сада. Зачем он свой текст… выкрикивает? Да ещё так, что дети жмутся к углам. С чего это он? Всё очень просто: с напором, нахраписто сейчас принято вести репортажи на российских центральных каналах, вот донецкий журналист, вероятно, решил, что так и надо.

Но… ведь этот упрёк в равной степени касается и регионального вещания в самой России. На фоне полукруглого экрана (точь-в-точь, как у федералов, только экран поменьше) цокает на каблучках экономический обозреватель. Она никак не может забыть, что у неё две руки, левую судорожно прижимает к бедру, а правую постоянно поднимает к груди и делает странный жест, будто выписывает этакую запятую и пальцами щёлкает. Ну, да, это типичная поза журналисток на «больших» каналах, вы такое сто раз видели. Старательно читают они по телесуфлёру любой текст с одним и тем же выражением на лице. Вот поменять звуковую дорожку – был текст про туризм, а теперь про ситуацию в Алеппо, – и всё сойдётся. Ну, может, чуть рассинхрон полезет.

Сейчас снова посмотрел новости Татарстана. Всё-таки опять на первом месте пожар и битая машина. Обидно.

Друзья, будьте сами собой, не копируйте, ради бога, федеральные стандарты. Наоборот, пусть федералы у вас поучатся.

Честное слово, есть чему.


Тэги: Телевидение Новости Регион
Обсудить в группе Telegram

Алексей Ермилов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На книжной дистанции

    12.03.2025
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • Беспилотник от писателей

    08.03.2024
  • Факты как основа

    22.09.2023
  • Книжный экспресс

    16.08.2023
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
  • Список Познера,

    119 голосов
  • Немного уважения и чуточку красоты

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS