Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 февраля 2019 г.
  4. № 6 (6678) (13.02.2019)
Телеведение

Стыд вместо гордости

На экранах России фильм с обязывающим названием «Спасти Ленинград»

12 февраля 2019
Гела Месхи, Мария Мельникова и Андрей Миронов-Удалов

Что отвратительнее: желание откровенно опорочить Победу, высказывания типа: «Ленинград был подготовлен Сталиным как гигантская ловушка, в которой немцы положили бы кучу своих солдат, а потом остались бы с городом, который надо кормить» или как будто патриотический, но насквозь фальшивый блокбастер, профанирующий и опошляющий тему?

Для очень многих людей в России, особенно у тех, чьи родственники погибли в Ленинграде, в том числе и для меня, тема блокады святая. И немудрено было поверить рекламе, которая предвещала мощное зрелище, тем более что совсем недавно прошли фильмы вполне добротные: в кинотеатрах – «Т-34», а на НТВ – «Рубеж», о которых мы писали. Я наивно полагал, что увижу по качеству что-то подобное про то, как всё-таки был спасён Ленинград, что можно было бы показать сыну-восьмикласснику. И был жестоко обманут. Хотя «Спасти Ленинград» – кино вроде вполне лояльное, в котором нет никакой попытки «по-новому взглянуть» на блокаду, как в скандальной вампуке «Праздник». Напротив, вроде бы была попытка снять что-то действительно патриотическое о подвиге ленинградцев, но…

Во-первых, кино настолько вторичное, что напомнило сразу о многих фильмах. В ленте, названной «Спасти Ленинград», спасения города ещё меньше, чем «обороны Севастополя» в одноимённом фильме про дружбу Элеоноры Рузвельт с советской снайпершей. В нём ещё меньше блокадного Ленинграда, чем в британском сериале «Ленинград» с Мирой Сорвино в роли английской журналистки, которая, несмотря на козни КГБ, попала в блокадный город, чтобы спасти семью юного шахматиста. Тот малохудожественный сериал (не забыть идеальные локоны прекрасной англичанки на фоне тотального голода-холода и зверств НКВД!) демонстрировали по нашему ТВ!

Теперь времена иные, но и локоны, и зверства спецслужб в фильме «Спасти Ленинград» были, а также назойливые отсылы к не имеющему никакого отношения к блокаде «Титанику». И не было ничего, что заставило бы примириться с этим произведением. Оно – редкий случай! – возмутило абсолютное большинство кинозрителей.

Фильм начинается, как «Титаник», с воспоминаний очень пожилой дамы, которая показывает внукам часы своего возлюбленного. Потом действие перемещается в Ленинград сентября 1941 года. Что такое блокада, тогда в городе ещё толком никто не понимал. И никакого спасения в фильме нет. Есть эвакуация полутора тысяч ленинградцев на старенькой барже, куда курсант Костя (Андрей Удалов, внук Андрея Миронова) пристроил свою возлюбленную Настю (Мария Мельникова, дочка, как сказано в рекламе, звезды культового милицейского сериала, здесь занятой в роли матери героини). На барже, как на «Титанике», играет оркестр. В это время домой возвращается Александр Наумович – репрессированный отец героини, он амнистирован и отправляется с ополчением на фронт. Зачем-то нам сообщают, что мать Насти отреклась от мужа – врага народа. Далее автор сценария Алексей Козлов (он же – режиссёр и продюсер) предлагает такой ход событий: сухопутную часть, в которой служит Костя, снимают с баржи и отправляют на передовую. Но начальник порта, отец Кости, даёт сыну морскую форму, приказывает переодеться и остаться на барже. Причину сценарист придумал замысловатую: сын должен быть на старенькой барже, так как отец поручился за её состояние перед старшими начальниками – сын как бы залог. К слову сказать, зря поручился, после шторма на Ладоге баржа дала течь и затонула.

А в это время Александр Наумович попадает в часть, в которой должен воевать его «зять», и бесстрашно следует за отважными воинами, которые ценой огромных жертв занимают позиции гитлеровцев. А потом они… идут вброд по Ладоге и каким-то неведомым образом попадают на буксир, который тянул баржу, пока она не затонула. Отец же, уцелев во время страшного боя, почему-то не пошёл, как все, вброд по Ладоге. Остался вопрос, зачем он появился в сценарии?

Когда баржу стали обстреливать фашистские истребители, фильм стал напоминать михалковское «Предстояние». Но Козлов пошёл дальше и Никиты Михалкова, и Джеймса Кэмерона. На судне разыгрывается страстный любовный треугольник, чуть не закончившийся дуэлью-перестрелкой. На баржу вместе со своим автомобилем (!) загрузился капитан НКВД в исполнении Гелы Месхи – эдакий лощёный, сексуально озабоченный красавец, очень похожий на отрицательного героя «Титаника». Он тоже домогается героини. Шантажирует, подлец, её тем, что вёл дело её отца – врага народа. Костя вступается за свою возлюбленную, коварный чекист на время отступает, на барже для утех он нашёл другую... Бред, бред, баржа в аварийном состоянии, всё на грани, а этот монстр НКВД неутомим. И мстителен. Он доказывает, что Костя – липовый матрос, теперь можно делать с ним всё, что угодно, но... Но тут вражеские самолёты начинают обстреливать баржу, Костя не растерялся и стал прицельно бить по пикирующим «мессерам» из винтовки Мосина, и – надо же – один из самолётов противника он подбивает, после чего фашисты с особой жестокостью расстреливают тонущую баржу.

Где спасение? С баржи сбрасывают все грузы, в том числе рояль (зачем он оказался на судне?). Капитан НКВД, который везёт множество дел врагов народа на Большую землю (ими забита машина), потом вынужден разрешить сбросить к чёртовой матери машину в озеро. Это не спасает баржу, тонут более тысячи человек, но все наши герои выживают. Костя зачем-то мирится с мерзавцем из НКВД и передаёт возлюбленной часы.

В финале – наше время. Шествие Бессмертного полка по Невскому проспекту и колонна с портретами погибших на барже № 752 моряков. Оказывается, была реальная история, углубившись в которую, всякий поймёт, что то, что показано в кино, к ней, так же, как к искусству, отношения не имеет. Спекуляция на военной теме, на ленинградской трагедии, на поистине народном движении «Бессмертный полк». Стыдно должно быть не только создателям, но и тем, кто выпустил эту фальшивку на экран.

Думаю, по размерам морального урона фильм может сравниться с выступлениями наших коллаборационистов, которые хотят добиться того, чтобы граждане России не гордились подвигом предков, а стыдились его.

Александр Иванов

Тэги: Премьера Александр Кондрашов Никита Михалков Юлия Латынина Джеймс Кэмерон Гела Месхи
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS