Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 февраля 2022 г.
  4. № 6 (6820) (09.02.2022)
Литература Библиосфера

В декорациях Древней Руси

09 февраля 2022


Олег Ермаков. Родник Олафа.

– М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной.

– 2021. – 536 с. – 2000 экз. – (Неисторический роман.)


 

Действие романа Олега Ермакова развивается на северо-западной оконечности Руси в ранний период становления христианства, когда ещё очень сильны языческие верования и обычаи. Времена более чем смутные: свидетельств, документов и артефактов минимум. Впрочем, разве ограниченность материала не высвобождает фантазию писателя?

Главный герой книги подросток Спиридон по прозвищу Сычонок получил своё имя от отца Лариона, окрестившего мальца не без оглядки на Спиридона Тримифунтского. У Сычонка странный дефект: он всё слышит, но не говорит, а только свистит. Обычно немыми становятся те, кто глухой от рождения: откуда им знать, как звучит человеческая речь. А Спиридон, которого ещё кличут Немко, всё разумеет, но сказать не может.

Очевидно, автору понадобился такой герой для того, чтобы отмолить грехи жестокого мира. Так, например, Андрей Рублёв в фильме Тарковского берёт на себя долгий обет молчания. Желающий без труда вспомнит и других немотствующих персонажей из русской культуры.

Отец Спиридона плотогон Возгорь Ржева снаряжает большой караван сплавного леса на юг, в сторону Витебска и Смоленска (правда, реки там текут в сторону Балтики, но примем это авторское допущение), и берёт с собой послушного отпрыска. Тот и робеет, и радуется, что его посчитали вполне взрослым для опасного путешествия, а главное – втайне надеется, что испытания помогут ему обрести дар речи.

Во время сплава Сычонок и его спутники сталкиваются со многими препятствиями, и речь идёт не только о коварном норове рек и диких зверях, но и о зверях в человеческом обличье. Плотогоны сталкиваются то с разбойниками, то с крестьянами, похожими на разбойников, то с кознями нечистой силы. Спиридон остаётся один, но не в одиночестве: он всегда окружён людьми, иногда – лихими, иногда – православными. Возраст не позволяет ему всерьёз помышлять о делах сердечных, но время от времени он с тайной грустью вспоминает о девчонке, которая дома насмехалась над ним, но, возможно, она так заигрывала с ним?

Оказался Сычонок и в монастыре Бориса и Глеба, однако и тут не задержала его властная сила судьбы; под водительством волхва Хорта он пускается в новые странствия, постепенно мужая, обретая навыки рыбака, охотника, бортника… Он не в состоянии анализировать ход своей судьбы – его, как пёрышко, несёт по жизни. В этом смысле он младший брат таких «трудных детей жизни», как Симплициссимус, Ганс Касторп или Бумбараш…

Язык романа ясен, чист и выразителен. Автор не злоупотребляет архаизмами, что славянскими, что инородческими, отчего книга читается легко: «Тоненькая струйка беззвучно бежала среди корней и камней, трав. Он отыскал песчаное дно и вырыл в нём ямку и, как муть сошла, зачерпнул котлом. Тут уже он пил вволю, от пуза. И пузо-то надулось, стало аки бубен скомороший. Он вылез из овражка и среди ёлок развёл костёр, намучившись с сыроватым трутом. Но вот и затрепетал огонь, пахнул дымом. Спиридон повесил котёл на палку над огнём. И тут увидал низкого толстого зверя с полосатой узкой мордой…»

Столь же прозрачны и диалоги героев. Так ли выражались наши далёкие предки, неизвестно, да и не столь важно. В аннотации к книге есть фраза, проясняющая суть писательского метода: «Одиссея» в декорациях Древней Руси». Определённая декоративность, кажется, призвана указать на то, что перед нами не историческая хроника, а история, рождённая авторским воображением. Об этом свидетельствует и название издательской серии – «Неисторический роман». В тексте практически нет ассоциаций и намёков, отсылающих к новой и новейшей истории, – такой задачи Олег Ермаков и не ставил, тем самым избавляя своё сочинение от публицистических и сатирических напластований.

В поисках волшебного родника юный Спиридон, как герой любого мифа или сказки, должен пройти по лабиринту чудесных, прекрасных, страшных, кровавых событий, чтобы духовно и физически преобразиться. Главная мечта Сычонка – обрести свой голос – маячит где-то за горизонтом. Заговорит ли он в конце романа, умолчим, дабы не испортить впечатление от книги.

Трудно предсказать читательскую судьбу «Родника Олафа». В конце концов, это только первая часть трилогии «Лѣсъ трехъ рѣкъ». Несомненно, у такого романа найдутся свои ценители. Насколько широкой окажется эта благодарная аудитория, покажет только время.

 

Тэги: Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Комплекс Грушницкого

    03.08.2022
  • Право слова

    20.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Опасная футурология

    08.06.2022
  • Мой деревянный район

    01.06.2022
  • Чёткий

    91 голосов
  • Два Третьякова

    54 голосов
  • Право слова

    39 голосов
  • Человек-зигзаг

    37 голосов
  • Территория Прокопенко

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS