Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 февраля 2022 г.
  4. № 6 (6820) (09.02.2022)
Искусство Культура

Высокие отношения

Служебный роман, ставший историей любви

09 февраля 2022
Елена и Борис Мирошниченко  всегда вместе


Кто спорит, что счастливые браки заключаются на небесах. Но земными филиалами небес могут стать не только загсы и дворцы бракосочетания. Это доказывает пример семейного дуэта цирковых артистов Елены и Бориса Мирошниченко, однажды на десятилетия заложившего фундамент прочности и семейных, и творческих уз... под куполом цирка. И сомневающиеся могут сами убедиться в том, что этот союз совершенно точно был благословлён свыше.

 

– Лену я впервые увидел, когда в составе цирковой труппы она гастролировала в Кривом Роге, и… Меня не могло остановить даже то, что у неё, как мне сказали, трое детей. Я, едва оперившийся цирковой артист, был сражён ею наповал и сказал себе: она должна быть моей.

…Родившись в небольшом украинском городке Гайвороне Кировоградской области, Борис там и провёл большую часть детства и отрочества.

– 1 января 1983 года по ТВ смотрю «Рождественские встречи» Аллы Пугачёвой. Стоило увидеть выступление в эстрадно-цирковом аттракционе силового жонглёра Анатолия Осипова, понял: это станет и моей творческой судьбой!

Мечта о поступлении в цирковое училище теперь занимала все его мысли. Когда сверстники ходили на дискотеки, Бориса невозможно было вытащить из спортзала. И так без малого три года! Никто потому не удивился, что ни высокий конкурс, ни минимальные шансы на успех не помешали ему поступить в Киевское эстрадно-цирковое училище. А после службы в армии его пригласили в коллектив воздушного полёта.

Знакомство произошло в Криворожском цирке.

– Я тогда уже много лет летала под куполом цирка, – вспоминает Лена. – Он же, начинающий артист, репетировал номер в новом воздушном полёте «Факел». Его стремительное ухаживание за мной началось с того, что мой шестилетний сынишка вдруг прямо на манеже преподнёс огромный букет от незнакомца. И это не только удивило, но и смутило. Во-первых, «незнакомец» оказался моложе меня, а во-вторых, не хотелось, имея на руках троих детей, повторять ошибок молодости – с первым мужем мы общего языка найти так и не смогли. В свои 32 года я тогда уже уверовала в то, что в моей личной жизни вряд ли что-либо может измениться к лучшему. Но, наверное, меня тогда захватили эмоции, подогреваемые непрекращающимися букетами и его стихотворными посланиями. Вопреки голосу разума я всё-таки сдалась – решила, что, даже если это вскоре и завершится, стоит всё же попытаться вернуть мою веру в чудеса.

Вообще говоря, кочевая цирковая жизнь в этом смысле – надёжный способ испытать чувства, позволяя либо утвердиться им, либо разбежаться, помахав друг другу ручкой. Тем более когда влюблённые работают в разных номерах. Через три месяца Лена отправилась на гастроли в Латинскую Америку, а когда вернулась – Борис был в Новой Зеландии. Но дома ждали его письма и новые стихотворные откровения: «Пусть весь мир подождёт –/Мы сегодня вдвоём! Остальное не в счёт./Всё иное – потом!»

Увиделись снова они только через пять месяцев, и всё это время частые международные звонки не давали ей забыть о нём. Медовый месяц у молодых не слишком задался – Лена улетела в Японию, а у него намечались гастроли в Швеции. Но верный себе Борис опять удивил: после выступления Лены на манеже Токийского цирка он внезапно ошарашил её своим появлением с огромным букетом привезённых из Москвы цветов. Удивлялись и коллеги – об этом случае до сих пор ходят легенды.

Елена Антонова, многолетний друг семьи, филолог, школьная подруга Лены:

– Мы дружим с третьего класса нашей 13-й московской школы, что размещалась за гостиницей «Пекин». Сразу скажу: то, что Лена, будучи, что называется, знаменитостью школы, стала цирковой артисткой, не только меня поразило. Мало того что в школе она отличалась фантастическими математическими способностями (по секрету: решала за меня, будущего гуманитария, задачки), так была ещё и общественницей. Ей, образцовой пионерке, учителя даже доверяли контролировать выполнение одноклассниками домашних заданий. И вдруг после 8-го класса увлеклась кардеваланом в клубе фабрики «Дукат» – шефов школы.

Кардевалан (корд де волан – франц.) – воздушно-гимнастический снаряд, подвешиваемый обоими концами каната в виде свободно раскачивающейся дуги, на которой артисты демонстрируют различные виртуозные трюковые комбинации. Увидев однажды, что вытворяет на этом снаряде её подруга, Антонова даже расстроилась. Рухнули все математические перспективы подруги. Лена сама ей потом признавалась, что не смогла устоять перед соблазном достичь высот циркового мастерства. Красный диплом об окончании циркового училища ей вручал сам Юрий Никулин.

Лена успешно покоряла азы воздушной акробатики, совершенствуясь и покоряя города и страны. Но во время полёта под куполом Ивановского цирка в декабре 1986 года, сорвавшись, приземлилась неудачно на страховочную сетку. «На неё очень важно упасть правильно, иначе можно получить тяжёлую травму, – объясняет она. – Падать нужно – что достигается тренировками – только ровно на спину. Не дай бог «перекрут» выведет твоё падение на ноги – это всё! Так это со мной и случилось, и – надо же! – в день рождения!»

Врачи хотя на ноги артистку и поставили, но выдали справку, абсолютно исключающую полёты в цирковых небесах. Ей, с детства мечтающей о высоте? Ничего, понятно, у эскулапов не вышло: она пошла на хитрость, подправив в справке их рекомендации, и снова после месяца изнурительных восстановительных тренировок полетела. А справив свадьбу с Борисом, стали теперь думать о полётах вместе, хотя Лена уже могла уходить на пенсию – цирковому артисту для этого хватает полутора десятилетий тяжелейшей работы. Но зачем, если рядом он, верный друг и надёжный партнёр, мечтающий наконец составить под куполом компанию любимой? Так осуществилась их семейная мечта, и три года им под куполом цирка было, как поётся в известной песне, «места мало» от счастья находиться рядом!

Семья Мирошниченко и сегодня поражает и спортивной формой, и внешностью. Они не растерялись, спустившись из-под купола на землю, или, точнее, в партер. Стали упорно и настойчиво осваивать новые жанры. Ещё на первом курсе циркового училища Борис отлично усвоил жонглирование, а заодно и баланс предметов. Но его практика воздушного акробата совсем не предполагала выступлений в этом жанре. Пришлось вспомнить: он упорно начал тренировки баланса предметов на лезвии кинжала. В памяти был номер одного из студентов Московского циркового училища: впечатляло, что тот не просто удерживал предметы на ноже, а подбрасывал, ловя их без помощи рук. На подготовку уникального номера «Глассбаланс» ушло около семи лет практически ежедневных репетиций. И даже сейчас, когда этот номер пользуется оглушительным успехом у зрителей, для надёжности выполнения трюка Борису приходится репетировать его практически ежедневно. Но усилия стоили свеч, ведь рядом в качестве ассистента – любимая! А как же они назвали созданный вместе иллюзионный номер, ставший номером мирового уровня, с акробатическими элементами? Конечно – «Любовь и магия»! С ним они побывали в разных странах мира, участвовали в фестивалях и гала-шоу, а на Международном конкурсе цирковых артистов в Москве в 2002 году получили Гран-при и приз зрительских симпатий.

Дружная семья Мирошниченко разрастается. Трое теперь уже взрослых детей, признавших Бориса родным, одарили старших шестью внуками, которые, естественно, стали самыми преданными поклонниками выступлений бабушки и дедушки. Совсем не исключено, что кто-то из них захочет тоже освоить дедушкины уникальные трюки. Ведь увлёкся же, к примеру, планерным спортом сын Олег. Лена по этому поводу шутит, что не последнюю роль в его выборе сыграли её с ним совместные полёты, когда он ещё только должен был появиться на свет.

Благополучию и прочности большой семьи Мирошниченко завидуют многие. Это ж надо: столько лет вместе – и никаких размолвок, ссор!

– Почему же? – удивляется Борис. – Мы в этом смысле совсем не исключение. В цирковой среде есть присказка: хочешь развестись – начни делать совместный номер. Мы не однажды испытали это на себе после выступлений, особенно не слишком удачных. Разбор полётов проходит порой на повышенных тонах. Просто без малого четверть века, дружно прожитые вместе, помогают нам с каждым годом становиться мудрее и управлять своими эмоциями.

Семейный цирковой дуэт Мирошниченко останавливаться не собирается и уже вовсю работает над новой программой, которая может стать ещё более интересной. Какой? Это пока их профессиональный секрет. Следите за афишами…

Фото к высоким отношениям 160 (1).jpg

 

Тэги: Анатолий Журин
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Журин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Личность звёздного масштаба

    15.06.2022
  • Как стать счастливым

    08.12.2021
  • Здравствуй, товарищ!

    17.11.2021
  • Музыка на все времена

    24.08.2021
  • Вячеслав Гордеев: «Я не сопротивлялся судьбе»

    19.12.2018
  • Личность звёздного масштаба

    18 голосов
  • «Балет жесток и прекрасен…»

    11 голосов
  • Музыка на все времена

    9 голосов
  • Здравствуй, товарищ!

    8 голосов
  • Вячеслав Гордеев: «Я не сопротивлялся судьбе»

    7 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS