Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 февраля 2018 г.
  4. № 7 (6631) (14.02.2018)
Искусство Настоящее Прошлое

«Шаляпин пел, как будто усмирял в самом себе неясную тревогу»

14 февраля 2018

Для сцены певец был рождён Кавказом


История удивительна парадоксами. В далёком 1973 году 10 возмущённых отдыхающих кисловодского санатория «Кавказ» принесли в горком КПСС гневное письмо о том, что своё вдохновенное выступление в здравнице местный искусствовед Борис Розенфельд посвятил 100-летию Шаляпина – этого «недобитого буржуя». Первый секретарь горкома партии наложил карающую резолюцию и направил жалобу для оргвыводов по месту работы лектора в филармонию. И вдруг на следующее утро, 13 февраля, в день векового юбилея великого баса, в главной газете СССР «Правде» впервые появилась похвальная статья о русском гении «Великий сын России», что спасло Бориса Матвеевича от показательной расправы и предопределило дальнейшую творческую судьбу заслуженного работника культуры РФ.

После многолетнего запрета в Россию возвращалось имя Шаляпина. Из Парижа, где ровно 80 лет назад знаменитая певица Эдит Пиаф возложила на его могиле венок из белых роз с трогательной надписью «Соловью России – от воробышка Франции», прах Фёдора Ивановича перевезли в 1984 году в Москву и торжественно перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А в Кисловодске три десятилетия назад гостеприимно распахнул двери Государственный литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина».

Обо всём этом «шаляпнутый» член Союза писателей РФ и «Почётный гражданин Ставропольского края» Борис Розенфельд напомнил в эти морозные февральские дни в преддверии 145-летия гениального Шаляпина и 30-летия музея с его именем.

В России немало мест, связанных с творчеством великого баса, но признанием самого Фёдора Ивановича – «Для жизни рождён я в Казани, для сцены Кавказом рождён» – востребована знаменитая «Дача Шаляпина», последний адрес проживания величайшего артиста в Кисловодске. А голос его и сегодня раздвигает толщу стен этого старинного особняка, где бережно хранят память о великом сыне России. Именно здесь зародилась одна из самых удивительных и долговечных традиций – «Шаляпинские сезоны», которые одновременно собирают на одной сцене целое созвездие талантов земли Русской – народного артиста РФ Леонида Сметанникова из Саратова, лауреата «Романсиады» Евгения Южина из Санкт-Петербурга, солистов Большого театра РФ Анну Аглатову и Фёдора Тарасова. Для многих остаётся загадкой, как директору курортной обители муз Ольге Красниковой удаётся договориться с дюжиной прославленных мастеров, «разрулить» их плотные гастрольные графики, чтобы выкроить нужное «окно» для фестивальной недели. На их суперконцертах народную пословицу «Лучше один раз увидеть» уместно слегка дополнить: «И один раз услышать».

Два года назад в числе многочисленных зрителей на «Шаляпинский сезон» нагрянул большой «десант» специалистов – 60 региональных министров культуры, туризма и других отраслей из республик, краёв и областей. Так что для музея это был и своеобразный мастер-класс, и экзамен, и прошёл он с триумфом. А это очень важно, потому что масштабный проект по комплексному развитию Кисловодска в свете поручений президента Владимира Путина превратит город нарзана и солнца в курорт мирового уровня, что востребует и сюрпризы культурной программы. Думается, одной из привлекательных изюминок вполне может стать реальный «Шаляпинский сезон». Тем более что Кисловодску в поручениях главы государства уготована особая идеология здоровья, где важную роль играет культура.

В последние годы музей выпустил ряд монографий – «Тоненькая хрупкая блондинка с глазами цвета васильков» (о последнем прямом потомке великого баса – дочери Марине Шаляпиной-Фредди), «С точки зрения вечности» (о кавминводских адресах пребывания русского гения), «Под сенью музы величавой» (о «Шаляпинских сезонах» в Кисловодске), «Светлая улыбка великого баса» (о добром юморе и памятных «приколах» Федора Ивановича).

А начиналось всё ровно 30 лет назад.

Целым рядом значимых событий в музее ознаменован минувший 2017 год. В июле здесь проходила уникальная выставка «И грянул гром – Бориса. Великий бас в роли Бориса Годунова». На стендах демонстрировался расшитый золотыми нитями и каменьями костюм царя Бориса весом в 26 килограммов и другие бесценные экспонаты, воскрешавшие незабываемый образ на сцене. За всю историю Всероссийского объединения музыкальной культуры им. Глинки эта экспозиция всего дважды временно покидала московские фонды. В третий раз такой чести был удостоен Кисловодский музей «Дача Шаляпина». А в августе местных жителей и гостей курорта ждал очередной сюрприз – на этот раз из Северной столицы. В курортную обитель муз был доставлен прижизненный портрет «Фёдор Шаляпин» работы Василия Шухаева – из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, который вообще ни разу не вывозился из города на Неве. С приятного сюрприза стартовал и юбилейный 2018 год. В музее открылась выставка «Письма семьи Шаляпиных». Документальные источники из музейных фондов впервые дополнились бесценной коллекцией – письмами племянника великого баса и его крестника Игоря Шаляпина, которые подарили Кисловодскому музею родственники из Воронежа.

С раннего утра живописный дворик музея оглашает птичий хор постоянных «пернатых оркестров». Время от времени на мохнатых лапах вечнозелёных красавиц шустро грызут орешки заблудившиеся проказницы белки, с любопытством заглядывая в окошки и завидуя отрадным переменам в облике «Дачи». Порадовался бы неустанному преображению старинного особняка и сам Фёдор Иванович. За последнюю десятилетку музей пережил вторую молодость. Сохранившаяся вековая ель, признанная памятником живой природы, не только «видела», но и «слышала» Шаляпина, когда с веранды старинного особняка на всю площадь лился могучий бас.

Кавказ всегда занимал особое место в жизни и творчестве великого Шаляпина. В письме к дочери из Буэнос-Айреса от 15 августа 1930 года он пишет: «Дорогая моя Иринка! Я очень рад был узнать, что ты в Кисловодске. Вспомнил свою молодость и каждую скамеечку, и закоулок в парке и везде». Кто знает, может быть именно эти воспоминания и навеяли неожиданный и удивительный образ Фёдора Ивановича, отдыхающего на Водах.

Идея увлекла братьев Юрия и Вик­тора Жоглиных, изваявших необычную скульптуру курортника Шаляпина. Мы как-то привыкли к бронзовым фигурам русского гения – на сцене, за клавишами рояля... И вдруг русоволосый русский гигант во весь свой могучий рост застыл у скамеечки, на которую могут присесть теперь сегодняшние гости курорта и местные жители. По замыслу авторов, великий певец будто только что вышел из своего дома и, задумавшись, остановился у лавочки. На руках у него любимая собачка Булька – и многим сразу приходят на ум яркие воспоминания современников, которые не раз встречали отдыхавшего Шаляпина, когда по дороге к минеральному источнику он прогуливался с собачкой, к ошейнику которой была прикреплена склянка целебной воды.

Оригинальный памятник русскому гению не только украшает город-курорт, но и осеняет солнечный град светлой аурой доброты и творчества. Да здравствует Царь-бас – и в сердце, и на постаменте.



Шаляпин пел, как будто усмирял

В самом себе неясную тревогу.

А город возле дома обмирал

От голоса, ниспосланного Богом…

Так описал это памятное событие поэт Андрей Дементьев, который, кстати, много лет возглавляет Попечительский совет Кисловодского музея. В свой последний приезд на курорт в революционном 1917 году Фёдор Иванович прогуливался здесь под тенистыми кронами, а теперь в этом романтичном уголке он взошёл на постамент, чтобы застыть здесь навсегда. И как радушный хозяин, приветливо встречает многочисленных гостей Литературно-музыкального музея.


12-2-7.jpgРазумеется, Шаляпинские фестивали искусства на курорте не затмевают повседневную, насыщенную творческую жизнь музея. Вот в старинном особняке вспыхивают оригинальные люстры, звучат прекрасные аккорды – и происходит чудо. Экскурсоводы, эти тонкие ценители и знатоки творчества Шаляпина, буквально завораживают кружевами слов, воскрешая пленительную атмо­сферу минувших лет. Многочисленные посетители с трепетом внимают концертным репертуарам «Мир изменить явленьем красоты», «Где музы нежные мне тайно улыбались». Наряду с потрясающими программами музыкального салона экскурсоводы ежедневно совершают неповторимые «путешествия» по залам музея. В фондах – удивительные экспонаты. А недавно благодаря научным изысканиям сотрудников музея именно в кисловодской обители муз «произросло» генеалогическое древо Шаляпиных. Теперь посетители воочию могут представить и увидеть корни, давшие жизнь гениальному сыну земли Русской, который, подобно величавому дубу, раскинувшему свои ветви, заключил в объятия весь мир.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Красников

Красников Анатолий Матвеевич, 16 октября 2015 ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Русский комендант Берлина

    03.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • С «лейкой» наперевес,

    19.04.2025
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS