Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 февраля 2019 г.
  4. № 7 (6679) (20.02.2019)
Искусство Библиосфера

С Верой и без неё

Монография об актрисе Юлии Борисовой стала последним изданием выдающегося театрального критика Веры Максимовой, которого она уже не застала

19 февраля 2019

Думаю, поэтому почти написанная книга о Юлии Борисовой долго не выходила – автор добавляла и добавляла новые штрихи. Но есть и вторая возможная причина – сама героиня. Наша современница, о которой мы много знаем, и вовсе не углубляясь в архивы; за ней не нужно гоняться по театрам, она по-прежнему, уже 70 лет «в открытом доступе» – в Московском театре им. Евг. Вахтангова на Арбате, часть его славной истории, один из его сияющих символов. Но при этом остаётся загадочной природа актрисы, обновляемая, неуловимая, перетекающая, играющая ракурсами и красками, парадоксальными интонациями, причудливой жестикуляцией и мгновенными трансформациями. Нечто называемое борисовским, что не прямо ложится на лист бумаги, но с ощущением которого мы всегда покидаем её спектакли. Попробуйте опишите!

Сейчас, когда мы всё же прочитали книгу «Люблю. Юля». /Под общей редакцией Д. Трубочкина. – М.: Театралис, 2018. – 216 с.), ожидания оправдались именно с точки зрения познания её уникальности: какая она, Борисова? Как её понимает и формулирует Вера Максимова? Это увлекательное и очень ритмичное чтение. Автор как бы спешит рассказать обо всём сразу, не структурируя, не дожидаясь выводов и обобщений, отнесённых обычно в конец. Детали личной жизни актрисы, её окружение, так называемый социальный фон – всё возникает одномоментно, быстрыми зарисовками, лирическими вкраплениями, репликами в скобках. Критик понимала театр как часть жизни, где всё переплетено и всё непросто; где ощутимо влияние политики, личных пристрастий, страхов, компромиссов… Вера Анатольевна и эту сферу хорошо знала, просто блестяще, и это знание придавало её повествованиям (особенно устным) некую стереоскопию. Поэтому сейчас всё написанное Максимовой о Борисовой, несмотря на вроде бы импровизационную, лёгкую манеру письма, лишено случайности!

Открывает книгу глава «Судьба ко мне благоволила» – беглый абрис, эмоциональный обзор «всей Борисовой», в котором, однако, прочно запечатлён образ актрисы. А также скрещиваются сущностные применительно к ней понятия – Судьба и хрупкое существо перед безличной силой. Автор как бы настаивает, и не раз, на этом внесценическом персонаже, и рассуждает: везло ли актрисе от щедрот самой Природы или она направляла ход безжалостной Судьбы, шла ей наперекор? И главный вывод: «ещё долго в нашем театре не повторится подобная артистическая судьба».

Книга построена не на последовательном разборе ролей (как в классических монографиях), но на этапах личностного роста героини. Главы имеют красноречивые названия: «Ермоловых и Комиссаржевских среди вас нет» (о годах учёбы в училище), «Сын таких родителей…» (о Евгении Симонове), «Исай» (об Исае Спекторе, директоре театра и её муже) и т.д. И каждая глава полна подробностей, каких не встретишь в одном источнике. Максимова собирала по крупицам атмосферу Щукинского училища и голоса людей, встретивших на его пороге Борисову-студентку. Скульптурно выступают из исторической дали живые типы 1940–1960-х годов, вахтанговские педагоги и режиссёры – Вера Львова, Александра Ремизова и важная, с лорнетом, Елизавета Алексеева, на всю жизнь любимый педагог Борисовой; мелькнул молодой Владимир Этуш, ещё не нынешний прославленный мэтр; входит на репетицию вечно парадный, празднично-накрахмаленный Рубен Симонов; а вот его сын, молодой Евгений Симонов, собирающий вокруг себя весёлые студенческие компании… Историческая ткань течёт из-под пера Веры Максимовой и окутывает своей иллюзорностью. И пока течёт эта кинолента, будто река времени, мы открываем почти пошагово и саму героиню, то, как собиралась её большая карьера.

16-Вера Максимова Москва 160652.jpg

Вера Максимова

Сложнейшую задачу реставрации разных эпох Вера Максимова проводит виртуозно! В таких случаях только опорой на актёрские воспоминания (зачастую непрочные) не обойтись. Надобен большой и самоотверженный труд театроведа, воссоздающий ушедшее по достоверным деталям, склеивающий их воедино из собственных знаний, подсказок коллег, всего культурно-исторического пространства. Здорово! Это школа! (Это мне отчасти напомнило по манере и по методике, как писала критик Инна Вишневская, близкая коллега Максимовой; несколько десятилетий они друг другом восхищались.)

Письмо плотное, при этом свободно рождающее яркие образные сравнения и исторически важные наблюдения. Из них мы понимаем, почему они так поступали в тех или иных предлагаемых обстоятельствах. А обстоятельства предлагались порой самые ужасные – делать выбор между людьми, лгать из чувства самосохранения, сказать горькую правду близкому человеку… В этих острых ситуациях, повторяю, Вера Максимова знала толк, она в них разбиралась дотошно, бывало, переоценивала актёра в контексте его поведения или поступка (о чём автор этих строк не раз с ней спорил). Но у иных пишущих подробности закулисья рождают светский репортаж. А у Максимовой из этих подробностей жизнь человеческая слагается. И порой само искусство строится.

«За это жизнью заплачено», – сказано на последних страницах словами самой Юлии Константиновны Борисовой. В этом пункте автор и её героиня, безусловно, нашли друг друга. Борисова, судя по книге, встречалась для разговоров с Максимовой, чего не делала практически никогда. Нет её интервью, нет публичных выступлений – в век повальной публичности. Поэтому записанная и приведённая здесь прямая речь актрисы читается откровением. Мы понимаем, что эти строки, дышащие подлинностью чувства, вдохновляли критика, она собиралась их осмыслить, но не всё успела… Готовые главы и отдельные фрагменты тактично свёл воедино Дмитрий Трубочкин.

Остальное довершило издательство «Театралис», успешно сотрудничающее с Вахтанговским театром, особенно с его музеем, и выпустившее за последние годы более десятка книг: это документалистика, автобиографическая проза, исследования, монографии, воспоминания. Собралась Вахтанговская библиотека, и с её появлением стал яснее их исторический путь. Книга о Юлии Борисовой – и по заголовку, и по сути – часть его. На этом пути переплелись и вера, и надежда, и любовь. И они по-прежнему манят нас к этой актрисе в её театральный дом на Арбат.

Александр Колесников


Borisova_240px копия.jpg

Мы давно знали, что Вера Максимова (1936–2016) пишет книгу о нашей замечательной актрисе Юлии Борисовой, как и то, что она никак не может её дописать. Ещё бы она могла! Каждый день – Малый театр, где работала заместителем художественного руководителя; Институт искусствознания в Козицком переулке и заботы о журнале «Вопросы театра», который она возглавляла; вечером – опять театр, любой из десятков, посещаемых в любую погоду. Она находилась в зале почти каждый день. Пересматривала спектакли, ей было не лень. С её опытом моментального распознавания театральной реальности она могла всё понять с первого просмотра. Но шла опять, даже если не собиралась писать о чём-то или о ком-то. Проверка себя – часть её методики. Звонить ей можно было только после одиннадцати-двенадцати ночи. И на следующий день она всё обсуждала по телефону. Её разговоры длились от 40 минут до часа. Она не жила вне театра, вне разговоров и споров о нём, вне встреч с людьми театра, – это её стихия, и только в ней, кажется, обретался смысл жизни. Она разрывалась между живым сценическим впечатлением и необходимостью спокойно осмыслить его в книге, статье, докладе. 


Тэги: Александр Колесников
Обсудить в группе Telegram

Александр Колесников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS