Многие ли знают, что такая обитель, как Троице-Сергиева лавра, располагает социальной службой? Между тем она существует. Ведь с неба, как известно, ничего не падает, и лавра зарабатывает деньги. Всех расходов пожертвования не покрывают, поэтому средства всегда нужны. На содержание. На благотворительность. Монастырь живёт молитвами и доброделанием. Социальной службой Свято-Троицкой Сергиевой лавры руководит монах, отец Парфений. Человек крайне занятой, интервью давать не привык. Побеседовать с ним оказалось совсем не просто.
– Как звали вас в миру, отец Парфений?
– Дмитрий Котов.
– Давно в монастыре?
– Почти два десятка лет. У меня и брат в монастыре, иеродиакон Никон. Он младше меня на семь лет, но мы с ним приняли постриг в один день.
– У вас, поди, и кельи по соседству?
– Да, через стенку.
– Почему вам поручили руководство социальной службой?
– Я думаю, что Господь каждого ставит на место своего служения, а по доброму стремлению руководства монастыря насельникам стараются дать послушание по силам и способностям.
Социальной службой, новыми проектами мне было поручено заниматься в 2017 году, но во все времена, с основания обители, доброделание было смыслом монастырской жизни. До революции лавра содержала десятки домов призрения и в наши дни ведёт большое социальное служение. На финансовом обеспечении монастыря находится школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...
Я не буду всё перечислять, но скажу, что социальное служение, которое ведёт лавра, финансируется не государством. Лавра расходует свои средства, и помогают благотворители, слава Богу, при лавре есть попечительский совет, куда входят благодетели, благотворители монастыря, они поддерживают социальные проекты и отзывчивы на добрые дела.
– А в народе почему-то говорят: не хочешь зла – не делай никому добра.
– В мире действует закон духовной справедливости, и если ты не получил человеческую благодарность, то Господь восполнит недостачу. За добрые дела человек стяжает благодать. Это можно сравнивать с физическим законом сохранения энергии.
– Что включают в себя новые проекты?
– В ведении социальной службы находится Паломническая слобода. Она появилась в 2014 году. К семисотлетию преподобного Сергия Радонежского, основателя нашего монастыря, устроили четыре благотворительных корпуса на сотни мест. Вот случилось такое чудо. Это уникальный благотворительный проект. Паломники три дня бесплатно жили в слободе, недавно только мы ввели символическую плату. В прошлом году здесь смогли остановиться почти 60 тысяч человек. Преподобный Сергий Радонежский завещал нам страннолюбие, и я думаю, что слобода возникла по его благословению. Он оставил нам завет: «Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную; к сим же и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите...»
На дни преподобного Сергия, это 18 июля и 8 октября, и на день Святой Троицы, то есть трижды в год, в лавре бесплатно кормят всех паломников, как это было и до революции. Закупаем одноразовую посуду, расставляем столы на территории Паломнической слободы и готовим обед на пяти полевых кухнях.
По благословению наместника монастыря при лавре учредили волонтёрское движение. Почти сто процентов волонтёров – это москвичи. Много молодёжи.
Каждый день у нас работает благотворительная трапезная. Она рассчитана на 200 человек. Обед, конечно, скромный, разносолов нет, но бесплатно можно пообедать и поужинать. Мы оказываем помощь многодетным семьям и очень благодарны фонду «Русь». Они нам привозят один раз в месяц продукты, наша задача: все это расфасовать с помощью волонтёров и организовать адресную доставку. Соцзащита города нам дала адреса малоимущих, и под опекой у нас 150 семей. На сайте нашего монастыря, lavra.tv, мы открыли интернет-ресурс по сбору средств и помогаем нашим подопечным. Многим представляется, что социальное служение – это праздник Дедушки Мороза: приехали, с улыбками раздали всем подарки, но как только начинается реальная работа, сразу возникают трудности. Мы, к сожалению, не можем всему миру помогать. У нас скромные возможности, и монастырь не так богат, как иные люди думают. Когда я пришёл сюда, почти 20 лет назад, у нас не было возможности жить в отдельных кельях, не было священного права на одиночество, что крайне важно для монаха.
– Не пугала такая неустроенность?
– Монастырь, собственно говоря, это не стены, а люди, монахи – это живые носители духа, мы идём к ним. Мы – это новое поколение монашествующих, и нам очень важно преемство в монастыре. Я застал насельников, которые жили здесь со времени открытия обители. Открыли монастырь на Пасху в 1946 году. Первоначально было около 30 насельников, и все они были исповедники, потому что в монастырь уйти в то время было подвигом. И приходилось им куда трудней. В отдельных корпусах жили мирские люди. По территории монастыря ходили куры и были протянуты бельевые верёвки.
Нормальное бытие монастыря установилось только в последние годы, когда к семисотлетию преподобного Сергия Радонежского были проведены колоссальные реставрационные работы. Это проект бюджетный, такие деньги лавра никогда бы не нашла, оплачивало государство, ведь лавра – это не только монастырь, но и историческое и культурное наследие страны.
У нас все стены и храмы монастыря были покрыты строительными лесами. Работа эта была просто фантастическая. Чего стоит одна только вычинка кирпича?! Представьте, когда сырой и рыхлый кирпич вручную зубилом убирается, а на его место вставляется новый. Были проверены и заменены кирпичи во всей стене монастыря с внутренней и внешней стороны, а протяжённость стены лавры составляет 1200 метров при средней высоте десять метров и ширине шесть метров. Вы представляете, какая это колоссальная работа! Но без этой работы мы бы никогда в таком благолепии лавру не увидели.
– Вы не сожалели никогда о выбранном пути? Разве плохо было стать, к примеру, моряком и посмотреть весь мир?
– Нет, знаете, монахом не становятся. Монахом рождаются. И я попал в монастырь именно потому, что родился для монастыря, и мыслей других у меня не было. Кто-то говорил, что нет русского человека, который бы хоть однажды в жизни не воскликнул: «Уйду в монастырь!» И на Руси всегда было много монастырей, потому что существует общая предрасположенность души к монашеству... И в монастырь идут не для того, чтобы стяжать богатства на земле. Мне даже трудно представить, что может быть в голове у человека, который идёт в монастырь ради корысти.
– Спасибо вам, отец Парфений, за беседу.
Прекрасно, что государство обратило внимание на этот важнейший памятник.
Спасибо за статью.
- Спасибо за сообщение. Мы давно догадывались, что государство кроме прямого спонсирования ещё и финансирует РПЦ по статье сохранения исторического и культурного наследия.
Также в комментариях под статьей в "ЛГ", связанной с катастрофой русской армии в 1941 году, заслужил характеристику от одного из читателей, как "германофил". Германофилу не нравится РПЦ. Почему я не удивлен?
Соответственно, его гнусный комментарий вполне понятен. Оказывается сохранение исторического наследия на деньги государства, это плохо.....
Ермошин, похоже, забыл историю моей Родины. Во времена СССР государство разрушило много храмов и не уделяло, зачастую, должного внимания те храмам, которое оно не смогло уничтожить.....
Для таких людей, как германофил Ермошин, Лавра, вставшая на пути интервентов, пустой звук, досадное напоминание об истории моей Родины. После того, что произошло в 20 веке, государство ОБЯЗАНО только уже исходя из факта разрушения им храмов, их восстанавливать. Если того государства нет, то пусть это делает его правопродолжатель - Россия.
А как же утверждение, что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в рай?
Человек очень и очень принципиальный, как я понимаю.....
Вера в слухи для человека, окончившего партшколу - норма, как оказалось Такая работа с источниками. Я все больше убеждаюсь, что при такой "элите" СССР был обречен.....
Как, ничто не пало с неба?
Что за бред у молодца?
Ведь, с рубашки и до хлеба,
Всё дают нам небеса!
Всё с небес-то и спадает,
Ведь, могуч и очень строг,
Нас рождает, укрепляет
И воспитывает бог!
Всё идёт по божью слову,
И весь мир для нас - пустырь,
Ведь не зря же Змеелову
Захотелось в монастырь!
Там, спасаясь от геенны
И вкушая благодать,
Он поднимется на стены,
Чтоб кирпичики вставлять!
Статья о благодеяниях и благодетеле, но оно пишет про "бред"!
В этом году я хотел бы побывать в нем и других главных храмах моей страны. В том числе и в Лавре. Ведь это история нашей страны. Радостно, что есть такие люди отец Парфений, который своими трудами приносит людям пользу.
Прекрасно, что публикуются такие интервью с достойнейшими людьми.
Если и солжёт, так невзначай,
Или от безумья, но, однако,
Строгий он, его - не задевай!
Он, чуть что, свершит благодеянье,
От своих неслыханный щедрот,
И для пользы, а не в наказанье
Вас, прилюдно, грязью обольёт.
Да, вот так. Он бога - не боится
И не хочет ближнему добра,
А всегда ругается да злится...
Видно, в монастырь ему пора.
Может, там избавится блаженный
От своей гордыни? Может быть.
Но, как атеист обыкновенный,
Он не стал бы бога материть!
В келье ведь темно, там бьёшь поклоны,
На обед же - постное пшено,
И сидишь там жалкий, измождённый...
Не любому выдержать дано!
«В "Ленте.ру" прочитал, что наш патриарх является долларовым миллиардером… …А как же утверждение, что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в рай?»
_________
Вопрос-то, какой интересный - прямо-таки в «соц-тему»?
Открываем «Основы социальной концепции РПЦ» и…читаем:
«Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу»...
Получается, «имей» хоть триллион «фунтов стерлингов» и то не будет являться основанием для «вывода»?
Или, иначе «говоря» - невозможно предварительно «вычислить» формальные признаки «для» «определения» грешника в Ад или «поощрения» Раем ибо душа-мотивы человека - что «потемки», а вера, мол, дело глубоко «интимное»? И все «откроется» только Там?
Как-то, смутная от горя,
Я гуляла у моста,
Где тонул наш Ельцин Боря,
И увидела Христа.
Иисус был озадачен,
Хоть и был он - божество.
"Что ты, господи, так мрачен? -
Я спросила у него.
И сказал Христос мне: "Чадо!
Я пришёл людей спасать,
От грозящего им, ада,
А меня хотят - распять!"
Веря вести и не веря,
Иисуса возлюбя,
Я спросила: "Что за звери
Покусились на тебя?"
"Что ж, - сказал Христос, - отчасти
На меня навёл врагов
Фарисей от новой власти,
Беспощадный Змеелов!"
"Как! - ответила я богу, -
Змеелов у нас - крещён,
И, добрея понемногу,
Ни преступит он закон!"
"Ты не знаешь эти штуки, -
Молвил бог, - иди с моста,
Чтоб не видеть страшной муки
И распятого Христа."
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться