Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 февраля 2022 г.
  4. № 7 (6821) (16.02.2022)
Общество

Контрабандисты, работорговцы или рабы?

Скорый греческий суд приговаривает российских моряков к векам тюрьмы

16 февраля 2022
Никита Шаталов и Алексей Игумнов

Четверо наших матросов за перевозку нелегальных мигрантов и торговлю людьми получили по 395 лет заключения, двое – по 300, ещё двое – по 253. Понятно, что ни искупить свою вину (если она есть, в чём большие сомнения), ни выплатить безумные штрафы, исчисляемые сотнями тысяч и миллионами евро, моряки не успеют – ну не умеет ещё медицина продлевать жизнь на несколько веков. Тогда зачем вменять такие сроки? Для устрашения? И как вообще автомеханик из сухопутного Старого Оскола или экскаваторщик из Ижевска оказались в роли работорговцев?


Большинство новичков угодили в эту абсурдную историю по одной и той же схеме. Увидели объявление о наборе матросов на круизную яхту и загорелись. Условия предлагались сказочные – Средиземное море, бесплатные проезд, обучение, проживание и питание и фантастическая по меркам российской глубинки зарплата – до двух тысяч евро. Воспитанным на приключенческих романах Стивенсона и Жюль Верна грезились необитаемые острова, пираты, клады, белокурые русалки в бикини и восторг родных, когда герой вернётся, расскажет о своих подвигах и начнёт раздавать подарки. Мечты других искателей лучшей доли были приземлённее – рассчитаться с кредитом, взять ипотеку, купить машину.

Поначалу ничто беды не предвещало. Проезд в Черногорию им оплатили, поселили в общежитие, давали деньги на еду. Кого неделю, кого две обучали, затем перевезли в Турцию, распределили на лодки. Трудовых договоров, правда, не заключили, но тогда это никого не насторожило – дома тоже приходилось работать без договоров.

23 августа 2019 года старооскольцы двадцатитрёхлетний Алексей Игумнов и двадцатичетырёхлетний Никита Шаталов вылетели в Черногорию, 2 октября вышли из турецкого порта в свой первый рейс. И последний. По рассказу матери Алексея, помимо её сына и Никиты в экипаже было ещё два человека – Николай, капитан, и его помощник Станислав (наши? украинцы?). Должны были, как им сказали, перегнать яхту в Италию.

Между Турцией и Грецией пришвартовались к какому-то острову для дозаправки, а на выходе из бухты к ним подошла лодка с мигрантами, и на борт поднялись 67 человек. Знали ли капитан и его помощник об истинной цели плавания, сказать трудно. Скорее всего, да. Когда у греческого побережья яхта попала в шторм, отказала электроника и сломалась мачта, капитан и его помощник, надев спасательные жилеты, бросились в воду и поплыли к идущему параллельно с ними судну якобы за помощью. Но помощь так и не пришла, а лодку начала уже заливать вода. Когда надежды почти растаяли, их заметил экипаж проходившего неподалёку грузинского танкера. Грузины забрали на борт и матросов, и мигрантов и препроводили их в ближайший греческий порт, где Алексея и Никиту и задержали.

Суд Эллады скорый – по 300 лет тюрьмы. По 10–15 лет за каждого мигранта.

Похожая история приключилась с также имеющими нулевой опыт плавания Константином Семёновым и Иваном Возниковцевым из Ижевска. Их яхта, как рассказала мне жена Семёнова Алёна Басова, когда они вышли в море, неоднократно ломалась, и они попросили помощи у работодателя. Он обещал прислать в назначенное место запчасти, однако вместо запчастей пришла лодка с мигрантами, а работодатель, угрожая расправой, приказал взять их на борт. Вскоре судно задержала греческая береговая охрана. Итог – по 253 года колонии.

Первый рейс из Турции в Италию для калининградцев 29-летнего Андрея Журавлёва и 27-летнего Александра Илларионова закончился похожим образом. Капитан, турок, с ними не пошёл, дав задание забрать в одной из бухт туристов. Туристы были подозрительно темнокожими, но ослушаться они не осмелились, в результате получили за организацию незаконной миграции и торговлю людьми по 395 лет тюрьмы. К такому же сроку чуть ранее приговорили сочинца Платона Давыдова и екатеринбуржца Антона Каррамова.

Избежать печальной участи, по сведениям правозащитников, удалось одному человеку, новосибирцу Виктору, который, услышав во время учёбы в Черногории, что людей могут «кинуть», сел на самолёт и вернулся домой.

– Как понять, действительно тебя берут перегонять яхты или намереваются превратить в работорговца? – такой вопрос я задала шкиперу Ивану, москвичу, приятелю моей дочери, поменявшему престижную и высокооплачиваемую должность в крупной международной компании на романтику морских приключений и солёные брызги.

– Если в первый рейс тебя после недельного или двухнедельного обучения отправляют одного, надо хватать паспорт и бежать в аэропорт. Ни нормальный работодатель, ни судовладелец рисковать яхтой и жизнью неопытных матросов не будут. А вообще встреча в море с мигрантами – это один из самых худших сценариев. Либо наблюдать, как их надувная лодка тонет (а они могут и сами её продырявить, увидев судно), либо спасти, подняв на борт, и, не исключено, оказаться за решёткой. Даже если ведёшь видеосъёмку, доказать, что никакого предварительного сговора с ними не было, очень сложно. Да, можно сообщить о ЧП береговой охране и просто ждать. А если утлое судёнышко начинает тонуть и в воде уже барахтаются женщины и дети? Никому не желаю такой дилеммы – либо грех на душу, либо тюрьма.

По данным Европола, к незаконному бизнесу причастны 40 тысяч человек из 100 стран, оборот контрабандистов достигает 6 млрд евро. Доставка по морю обходится мигрантам в 1000 долларов за взрослого и в 500 за ребёнка. Засунув в яхту, рассчитанную на десять человек, больше шестидесяти мигрантов, организаторы, даже потеряв конфискованное недорогое плавсредство, прибыль получат. Останутся в выигрыше и мигранты – на территории Евросоюза, пусть и за колючей проволокой, они окажутся. Пострадают лишь пешки, которых использовали втёмную.

– Почему дают такие сроки, их ведь всё равно нельзя отбыть? – спрашиваю у Владимира Новикова, возглавлявшего с августа 2020-го по начало нынешнего года консульский отдел посольства Российской Федерации в Греческой Республике.

– Для Греции незаконная миграция стала уже вопросом национальной безопасности. На острове Лесбос, например, почти 30 тысяч мигрантов, треть от всего населения, отсюда и такие строгие наказания.

После отмены в Греции локдауна Владимир Валентинович посетил восемь тюрем, в которых содержатся наши несостоявшиеся моряки. Основная проблема, по их рассказам, – языковой барьер. Все документы – на греческом. Кто-то что-то подписал, не уразумев смысла, кто-то не понял плохо владеющего русским переводчика. Назначенные судом адвокаты часто выполняли свою работу чисто формально, стоимость же квалифицированного, защищающего клиента на нескольких заседаниях, в районе 4 тысяч евро, а таких денег ни у кого не было. Осенью прошлого года оплату услуг квалифицированных адвокатов для десяти обратившихся за помощью моряков взял на себя Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Несколько апелляционных судов уже прошло. Двум гражданам удалось сильно скостить срок наказания.

– Но надеяться на быстрый эффект по всем заключённым не стоит, – говорит Новиков. – Апелляции назначают иногда через полгода, а иногда и через год после очередного судебного заседания, так что придётся набраться терпения.

– Сколько всего наших граждан осуждено в Греции по аналогичным делам?

– Пятьдесят два. Плюс двое, вышедших по условно-досрочному освобождению.

– Ого! Мы впереди планеты всей?

– Ничего подобного. Сидят сотни украинцев, грузин, турок, албанцев, греков и выходцев из других стран. Больше всего задержаний россиян было в 2019 году, в прошлом, по имеющейся у меня информации, – ни одного. Надеюсь, сказались и публикации в прессе, и наши усилия по пресечению завлечения наших людей в опасные авантюры через интернет.

Совсем запрещать публикацию объявлений о поиске матросов для работы в других странах, конечно, нельзя, далеко не весь яхтенный бизнес криминальный. Можно ли заставить агрегаторов проверять работодателей? Не знаю. Но какой-то заслон на этом уровне нужен, а то ведь попытки родственников осуждённых найти авторов объявлений ни к чему не привели. Они как в воду канули.

Хорошо бы, чтобы и наши искатели приключений всё-таки «включали мозги» и фильтровали предложения. Бесплатных пирожных, как известно, не бывает, соблазнительные условия могут обернуться и рабством.

Людмила Мазурова


P.S. В марте планируется проведение международной конференции, на которой будут обсуждаться вопросы незаконной миграции. Должны затронуть и проблему вовлечения в контрабанду новых, не подозревающих об истинных намерениях работодателей, рекрутов. Редакция будет держать тему на контроле и сообщит читателям о результатах рассмотрения греческим судом кассационных жалоб наших моряков.



В ТЕМУ

По состоянию на август 2021 года в пенитенциарных учреждениях за рубежом находилось 9218 россиян. Из них 4371 человек – подозреваемые в совершении преступлений, 1895 – обвиняемые.



Тэги: Людмила Мазурова
Обсудить в группе Telegram

Людмила Мазурова

Начинала корреспондентом в тырныаузской (Кабард... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Робот вместо учителя?

    21.09.2022
  • В моде IT и, как всегда, юристы с экономистами

    17.08.2022
  • Холодильник/точка/ру

    10.08.2022
  • Призрак турбины бродит по Европе

    27.07.2022
  • Хочу замуж!

    06.07.2022
  • Памятник неизвестному оккупанту всё ещё красуется в Россоши

    63 голосов
  • Казнить, лечить, кастрировать?

    52 голосов
  • Хочу замуж!

    43 голосов
  • Microsoft и отечественный софт

    42 голосов
  • Трагедия на Эльбрусе

    41 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS