Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 февраля 2022 г.
  4. № 7 (6821) (16.02.2022)
Литература Библиосфера

«Выйти на бой с пошлостью мира…»

16 февраля 2022

Виктор Пелевин. Transhumanism Inc. – М.: Эксмо, 2021. – 608 с.


Я решила попытаться прочитать «Transhumanism Inc.» Виктора Пелевина так, будто не знала раньше ни одной из его книг. Делюсь своим «первичным» впечатлением: Пелевин – непревзойдённый мастер интеллектуально-коммерческой многовекторной прозы, великолепный сатирик, затрагивающий все социальные уровни от политики до мемов, и втайне – лирик, когда-то наступивший на горло своей песне.

Антиутопия «Transhumanism Inc.» сразу обнаруживает родственные источники: в продлённом существовании мозга (при наличии средств – бессмертии мозга в банке) угадывается роман Беляева «Голова профессора Доуэля»; в генно-модифицированных хелперах (новых крепостных) – роман «Мы» Замятина, в котором для превращения людей в служебные биомашины удаляли из мозга центр высшей деятельности, и, конечно, вспомнился «О дивный новый мир» Хаксли, где искусственно создавались в качестве обслуги люди с примитивным сознанием и вечным чувством счастья от отсутствия рефлексии. «Правители человечества» у Пелевина, «тайные и явные, давно переехали мозгами в банки»: омоним «банки» – прозрачен. Но есть коренное отличие книги от своих предшественников: «смонтированный» «Transhumanism Inc.» основывается на вполне современных социальных идеях и даже фактах. В романе, состоящем из нескольких историй, почти все герои имеют инвазивный чип в мозгу – имплант, который «подсвечивает» их желания в нужном для маркетинга направлении. О чипировании кто сейчас только не пишет, к примеру, открываем широко рекламируемый проект «20 идей по развитию России», раздел «Биотехнологии безопасности», и читаем (цитирую): «...мы предлагаем уже сегодня задуматься над системой номеров индивидуальной маркировки... Данный процессор или чип (далее «Устройство») должен быть выполнен на органической основе, чтобы не создавать дискомфорта носителю и не предоставлять возможность механически от него избавиться. Либо с использованием любой другой новейшей технологии (возможно, с использованием лазера, ультрафиолета либо иных маркерных систем). Такой «индивидуальный чип через систему сотовых антенн приёма-передачи будет отсылать на локальный спутник постоянный сигнал...» Аналогичное «устройство», разумеется в благих целях, предлагается и для детей с согласия родителей. Пелевин тоже прошёлся в романе по детям, точнее, по гуляющим в Сети идеям реформирования системы образования и довёл их до сатирического конечного абсурда. Знакомые с проектами помнят основные цели, опять цитирую (для удобства читателей по пунктам) с пелевинскими параллелями: 1. «Тело становится интерфейсом для взаимодействия с цифровой средой». Взрослые и дети-школьники в романе Пелевина имеют личную кукуху – ошейник, папа из банки объясняет героине первой части книги: «Любой предмет, человек и идея воспринимаются сегодня вместе с их QQ-кодами. Кукуха их считывает, получает из Сети текущие статусы и передаёт на имплант». 2. Вторая цель образовательных преобразований – «Сенсориум (Получение комплексных сенсорных опытов при помощи БОС (биологической обратной связи)». Тот, кто следит за технологиями, в курсе: уже несколько лет в продаже сенсорные браслеты для обмена ощущениями. У Пелевина показан такой сенсорный обмен, подменяющий чувство любви: сцена написана без единого «низкого» штриха. «Любви в нас нет», – признаются после рассеивания «тумана» молодые герои. 3. Ещё один пункт модных проектов: «Дети на заказ» (Начинают продаваться элитные генные наборы для детей). В романе «Transhumanism Inc.» это сатирически обыгрывается: потёртых и замызганных «детей на заказ» выдают на протестном митинге. Формально в стране правят сердобол-большевики, лидер их, конечно же, тоже находится в банке под Лондоном, и для того «чтобы стать одним из успешных людей», необходимо ходить на либеральные митинги протеста, разрешённые и чётко контролируемые. На такой митинг приходит пара после «сенсорного обмена», берёт напрокат мальчика и девочку, однако автор включает другой вектор социальной сатиры – в стиле движения «чайлдфри» пара бросает искусственно выращенных малышей, и они, как черепашки, ползут обратно на пункт раздачи. 4. Муссировался в проектах и самый важный пункт: к 2030 году был запланирован конец книги, то есть шире – культуры, подмена культуры слова, а по сути, всего живого искусства – цифровыми суррогатами. Пелевин ярко показал, каков будет мир, лишённый книги и культуры: все вульгарные пассажи единственного вечного классика, включённого в школьную программу, писателя Шарабан-Мухлюева – это доведение до отвращающего предела примитивного мышления и пошлости такого мира. Здесь автор намеренно использует «низовые» метафоры и выносит приговор, заявляя, что подобные литературные компиляции создаёт не человек, а искусственный интеллект (ИИ), и отличает их «орально-анальная тематика» (явный намёк и одновременно собственная апология?). 5. Декларировалась и ещё одна цель образовательных новшеств: пользователь-ученик в будущем не должен знать, «является ли преподаватель человеком или искусственным интеллектом». Главное невидимое лицо книги Пелевина – самый богатый баночник планеты Антон Гольденштерн, – образ его на таком принципе и построен. «Гольденштерну принадлежал контрольный пакет «TRANSHUMANISM INC.» и вся «индустрия бессмертия», однако никто точно ничего о нём не знал, имя его произносить запрещалось. По ходу чтения выясняется, что он не Гольденштерн вовсе, а множественные маски ИИ, и, соответственно, весь мир в романе – симуляция. Пелевин вплетает в сюжет, ведущий к раскрытию тайны, символику розенкрейцеров и элементы масонского посвящения; мозговое хранилище бессмертных делится на таеры, информация о высшем одиннадцатом таере «Золотая Звезда» недоступна. Авторы некоторых отзывов посчитали, что Пелевин вложил в книгу популярное убеждение: бессмертие можно будет купить за огромные деньги. Текст развернулся в противоположную сторону: когда внушённое наведение рассеивается, жизнь бессмертных в банках оборачивается мистикой смерти.

Прошёлся Пелевин саркастически и по «зелёной экологии». На первый взгляд всё чудно – техногенная цивилизация «ужималась, становясь простой и экологичной; человек возвращался к природе...», но читаем дальше и видим: экологическая повестка вернула феодализм вместе со всей его атрибутикой: «узаконенным рабством» (тоже термин из проектов!), лошадьми (все животные с чипами), телегами, избами и так далее. И, кстати, со скоморохами, у которых «нет имплантов… И кукух тоже». Скоморохи живут в лесу, кажутся дикими и зарабатывают на тяге людей к забытой свободе.

Часть романа, озаглавленная по-бунински «Митина любовь», – о сексуальной связи заскучавшего помещика с девушкой – хелпершой (биороботом-холопкой), созданной на основе генома человека и работающей «от специального цереброчипа», который помещик проапгрейдил, то есть дополнил его программу. Кончается история по-бунински – самоубийством. Отключив крепостную от жизнеобеспечения, герой испытывает чувство вины и стыда такой силы, что решает превратить себя чипированием в холопа, и затем, уводя за собой всех своих крепостных, бросается вместе с ними под поезд. Здесь Пелевин, вызывая сочувствие читателя, поднимается над занимательностью и осторожно балансирует на грани между двумя писательскими ипостасями: постмодернистом и гуманистом. Эмоционально воздействует и другая часть романа с купринским названием «Поединок» и с тем же, что и у Куприна, смертельным исходом, перенесённым в Японию: Сасаки-сан, потомок самураев, не имеющий социального импланта и ошейника, благодаря тому что он симулировал заболевание мозга и психики, устраивает ради заработка поединок кукол, обладающих человеческим телом без души и сенсорной системы: они не могут чувствовать боль. В куклы вселяются духи древних великих самураев. Хотя сюжетные ходы заранее угадываются, история производит впечатление. Был рассказ Александра Кузьменкова «Вакидзаси», где клинком школы Мурамаса управлял древний дух; Кузьменков-критик, на мой взгляд, прочёл «Transhumanism Inc.» по диагонали: у Пелевина тема и замах шире – если посмотреть сквозь призму всего текста, его древние духи крушат «дивный новый мир». Это мир вульгарно и пошло понятого трансгуманизма, потому лишённый духовного наполнения и культуры, творчества и способности любить. В самом названии теории, возводимой в новую религию, обозначена основа всех прорывных технологий и научных достижений – гуманизм. Утрата основы обнуляет и человеческую жизнь, и мечту о бессмертии. Хотел Пелевин это показать или нет, роман прочитывается именно так. Жёстко материалистический, утилитарный и антигуманный трансгуманизм Пелевин соотносит на бытовом плане с нечистой силой – отвратительного вида чёрт, появившийся на одной из последних страниц, не случаен, а на интеллектуальном уровне и уровне ИИ – с Люцифером, вновь и вновь поднимающимся ввысь на крыльях своей гордыни и в который раз низвергаемым в бездну, увлекая за собой свои аватары – тех, кто вольно или невольно ему служит. Бессмертие открывается за пределами симуляции.

Мария Бушуева


Тэги: Мария Бушуева
Обсудить в группе Telegram

Мария Бушуева

Мария Бушуева (Китаева) — прозаик, критик... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Способ лечения человека

    27.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Аллилуйя, вопреки всему

    15.06.2022
  • Устремлённая ввысь

    23.03.2022
  • Берег, бабочка и блесна

    09.02.2022
  • Отменяя автора Слова,

    35 голосов
  • Не креативность, а творчество

    32 голосов
  • Тонкая нить надежды

    27 голосов
  • Трудно пришлось бы сейчас Льву Толстому

    25 голосов
  • Победа над ужасом обыденности

    24 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS