Гордиев узел разрублен. Неопределённость наконец устранена. Донецк и Луганск признаны Россией.
И это единственно верное решение. Да, оно будет «стоить» экономически и политически. Но по-другому было нельзя, как раньше с Крымом.
В течение минувших тридцати лет альянс НАТО подходил всё ближе к российским границам. В рамках НАТО и двустороннего военного сотрудничества США перебрасывали всё больше оружия и военных специалистов в Восточную Европу, Прибалтику, на Украину. США вышли из всех ограничительных договоров, которые могли покинуть без ущерба для себя. Вашингтон нарушил все обещания, которые давал Горбачёву о нерасширении НАТО на восток «ни на дюйм», и на днях всплыли новые тому подтверждения.
Когда одна тектоническая плита надвигается на другую, жди землетрясения. Где и в каком месте, сказать сложно, но точно рванёт. В 2014-м на Родину вернулся Крым – иначе в Севастополе уже стояли бы крейсеры под американскими и натовскими флагами: для нашего сознания это неприемлемо. Но США продолжали «брать» Украину, и формальное членство в НАТО для этого не требовалось. Как сообщает «Нью-Йорк таймс», «последние несколько лет Командование специальных операций США в Европе (SOCEUR), базирующееся в Штутгарте, тихо работало в учебном центре под Киевом».
Требования исполнять Минские соглашения самим Киевом и его покровителями, требования документально гарантировать безопасность РФ – всё это абсолютно легитимно и естественно. Глава страны при любом общественно-политическом строе – капитализм или социализм – обязан так действовать. При СССР ситуацию вряд ли бы до подобного довели, действовали бы, наверное, даже расчётливее и решительнее.
Признание независимости ЛНР и ДНР – второй шаг после признания Крыма. Шаг долгожданный. Нужно сказать, Киев подталкивал к такому решению отказом от исполнения Минских соглашений. Подталкивали и западные лидеры, которые не оказали необходимого давления на украинских ставленников.
Далее необходимо обеспечить безопасность признанных республик, и это уже делается. Потребуется также уточнить их границы – тогда и усилятся трения. Решительность президента Путина, особенно в конце выступления, должна бы дать Киеву понять, что сопротивление и провокации будут жёстко пресечены. Но не все в Киеве мыслят и действуют рационально.
Уже стала проявляться реакция «западных партнёров». Они явно впечатлены целеустремлённостью российского президента: он пошёл на такой шаг, несмотря на их беспрецедентные угрозы. Хотя масштаб санкций может варьироваться. В январе, как мы помним, Байден проговорился, что «незначительное вторжение» может сойти России с рук, за что его резко атаковали ястребы из обеих партий. Вашингтон также заверял, что американскими жизнями за Украину платить не будет.
На самом деле Вашингтону нет особого дела до Донецка и Луганска. Но американскому капиталу нужен европейский газовый рынок, и, следовательно, важно, что будет с газопроводом «СП-2», тревожит политическое и военное сотрудничество России и КНР, необходим контроль над Ближним Востоком. Вот за это нас и будут бить санкциями и давлением.
Сейчас главное – чтобы люди Донбасса, измученные восемью годами войны и страданий, наконец перестали опасаться за свои жизни. Они, как и мы, имеют право на мир, справедливость, развитие, нормальное будущее для себя и детей.