Четыре года я наблюдала за жизнью Кировского драматического театра, который строил режиссёр Евгений Ланцов. Так случилось, что его спектакли я помню с юности – видела их ещё в Челябинске, где Ланцов руководил театром-студией «У паровоза». Огромное впечатление произвёл спектакль «Последняя женщина сеньора Хуана» по пьесе Л. Жуховицкого. Поразило мастерство, глубина раскрытия темы, было ощущение полёта. Будучи приближенной к театру по своему образованию и роду деятельности, я сама участвовала в жизни театра, играла в массовке в бытность Е.К. Степанцева худруком много лет назад.
Помню я и развал – резкое снижение качества спектаклей. Бесконечность и бессмысленность комедий, при всём моём к ним уважении, не могли конкурировать с высокой классикой или современной пьесой, и мало-помалу я и многие знакомые, поклонники драмы, перестали посещать драмтеатр города и делились впечатлениями лишь от просмотра спектаклей московских и питерских театров, куда устремлялись в поисках настоящего театрального удовольствия. А настоящее – всегда про нас, про жизнь, про смыслы и принципы. Может, и были у нас хорошие спектакли, заслуживающие внимания, но всё познаётся в сравнении.
Четыре года назад случилось чудо: спектакль «Земля Эльзы» Я. Пулинович – первый, поставленный Евгением Юрьевичем в роли художественного руководителя. Спектакль вызвал те же чувства, что и тридцать лет назад, когда я смотрела один из первых его спектаклей. Удивительно, но человек сохранил себя, сохранил, развил и отточил свою творческую индивидуальность. Я была удивлена новой ролью народной артистки России Натальи Исаевой, её преображением – она использовала в игре новые приёмы, представляясь зрителю тихой снаружи, но стойкой и непримиримой, с огромной внутренней силой женщиной. Лидеру по натуре, Наталье Николаевне это давалось трудно, но тем ценнее был успех. К великому сожалению, артистки не стало в августе, и вместе с ней ушёл в небытие этот добрый, душевный и честный спектакль.
За четыре года Евгений Ланцов, насколько я знаю, поставил 12 спектаклей, провёл множество читок, концертов, привлекал к работе в театре и музыкантов, и школу балета, и детские коллективы. При всей занятости находил время рассказывать о театре в библиотеках, музеях, детско-юношеских центрах.
Возродились некогда утраченные отношения регионального отделения Союза писателей России с драмтеатром. Писатели начали посещать спектакли, писать отзывы в соцсетях. Для нас, членов Союза писателей России, Евгений Ланцов стал своим человеком: поставил детский спектакль по повести «Митины открытия» вятской писательницы Елены Наумовой, привлёк к сотворчеству поэта Наталью Кузницыну, неоднократно встречался как с маститыми, так и с молодыми авторами. Пожалуй, такого сотворчества вятская земля не знала со времён распада СССР.
Думается, четыре года – это слишком маленький срок для того, чтобы сделать пластичной такую закостеневшую махину, как вятская драма. А если учесть сроки пандемии, её синдромы, привыкание местных артистов (хозяев театра) к новым правилам нового главрежа, то времени, оказывается, и не было совсем. Хотя за то одно, что в город, пусть ненадолго, вернулся настоящий театр, я бесконечно благодарна этому небольшому отрезку времени и Евгению Юрьевичу. Мне, оказывается, так этого не хватало! В будущее нашего театра без Ланцова я не верю.
За это время спектакли обрели некий живой смысл. Появились новые молодые лица. Труппа выросла. В последних работах – в драме «Гроза» А.Н. Островского и мелодраме «Наш городок» по пьесе Т. Уайдлера – это видно.
Если театр меняется медленно, трудно, то отношение к театру меняется ещё медленнее и ещё труднее. Когда Евгений Юрьевич появился у нас и начал свою деятельность, меня не покидала мысль, что это слишком талантливый человек. Не любят у нас таких в Кирове. Уровень спектаклей у него слишком… столичный. Слишком высокий. Что тут скажешь, профессионал!
Ольга Шуклина-Юрлова,
председатель регионального отделения Союза писателей России