Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 марта 2015 г.
  4. № 9 (6499) (04.03.2015)
Искусство

Если жизнь сложилась словно песня

04 марта 2015

Певицу Ирину Шоркину я впервые услышал несколько лет назад в замечательно оборудованной уютной студии радио «Варна» в одноимённом городе. Тогда Москва активно дружила с Болгарией, находила возможности отправлять делегации на фестиваль «СловОбраз», в котором «ЛГ» несколько лет участвовала. Ира была со своим неизменным аккомпаниатором Иветтой Болотиной. Надеюсь, запись того концерта не просто хранится в архиве – певица показала высокий класс, исполняя и советскую классику, и романсы. Маэстро Бисер Киров, который ввёл моду на постоянное ношение шляпы раньше Михаила Боярского, аплодировал стоя. И даже, как мне кажется, шляпу снял. Местные жители, попавшие на концерт, долго не отпускали певицу. И пусть простит меня Панко Анчев, гостеприимный организатор канувшего в Лету фестиваля, ничего более яркого и запоминающегося в тот год, да и в последующие, в Варне не было.

У Шоркиной своя неповторимая интонация: песни, которые знаешь с детства, в её исполнении приобретают объёмное звучание. Ей нравится петь и «Комсомольцев-добровольцев», и «Лучше нету того цвету», а известнейший романс «Ямщик, не гони лошадей» она исполняет так, что уже не сомневаешься – он женский! Пахмутовский «Старый клён» как будто специально для неё написан – столько тепла и любви в музыке на стихи ещё не Добронравова. А как держится на сцене! Однажды по просьбе редакции Ирина пела для ветеранов одной богатой (благодаря недрам страны) компании. Зал приличный, ветеранов немного, даже на сцену не пришлось подниматься. Но певица выглядела как на концерте в Колонном зале, сразу влюбила в себя и в Иветту Моисеевну всех прадедушек-прабабушек, нашла верную интонацию для этого оказавшегося камерным выступления.

Уверенная в себе современная москвичка, как и положено теперь, с гаджетом, в который незаметно периодически вглядывается. Мать двойняшек, засыпающих под романсы в её исполнении, успешная солистка Москонцерта и лауреат международных конкурсов, в репертуаре более 300 песен. Прежде чем рассказать о себе, несколько смущается.

– Мне давно намекают, что не надо, мол, рассказывать про своё деревенское детство, про то, что коров пасла и на сенокосе на равных со всеми работала. Но я нисколько этого не стесняюсь, биографию подправлять не стану никогда. А началась она в деревне Хорамалы Ядринского района Чувашии. «Хорама» означает вяз. Так что моя любовь к музыке под теми вязами и началась. А коров пасла по простой причине – я из многодетной семьи, родителям помогать надо было, хотя жили в богатом колхозе. Папа купил радиоприёмник, и выросла я под Зыкину, Воронец, Стрельченко, их песни меня будили каждое утро. Потому и выучила их и с удовольствием голосила, пока бурёнки паслись. Однажды к нам приехала иностранная делегация, гостям показывали колхозные владения, и они случайно услышали, как я пою. После этого практически первого международного успеха (смеётся) председатель колхоза и сказал папе: «У девочки голос, ей учиться надо».

– Прямо как Фросе Бурлаковой из старого фильма «Приходите завтра»…

– В моей жизни всё было гораздо интереснее, чем в кино. После окончания музыкального училища в Чебоксарах, которое носит имя нашего национального композитора Фёдора Павлова, я не поехала учиться в Москву. Хотя приехавший из столицы на выпускные экзамены Михаил Суренович Агин, до сих пор преподающий в Гнесинке, что-то во мне разглядел и уговаривал. Так что варианта фильма «Приходите завтра» не получилось. Учиться поехала в Нижний Новгород – в консерваторию имени Глинки. До сих пор с благодарностью вспоминаю своего педагога Валерию Андреевну Воронову и завкафедрой Андрея Михайловича Седова. Не могу не назвать композитора Андрияхина Маркса Васильевича. Его отец был в службе безопасности Сталина. Вождь однажды взял мальчика на руки и сказал, что теперь наконец-то познакомился с Марксом. Мы встретились на международном конкурсе Bella voce, и после этого, переехав в Москву, я исполняла немало песен Андрияхина на стихи Дельвига, Фета, Есенина, Бокова.

– Вот, оказывается, как давно было предопределено ваше участие в церемониях вручения премии «ЛГ» «Золотой Дельвиг»… Как замечательно звучит ваш голос в атриуме Государственного музея Пушкина на Пречистенке! А как вас принимают наши лауреаты и гости!

– В 1999-м, когда был конкурс, о вашей премии и речи не было. Более того, мне в те годы пришлось даже резко поменять судьбу – уйти в бизнес, заняться продажей оптического кабеля для интернета, что позволило купить квартиру в Москве и даже познакомиться с будущим мужем.

– История прямо для сериала.

– Муж вообще долго не знал про моё консерваторское образование. А женился при условии, что стану работать в Москонцерте. Что, собственно, и случилось. Встреча с таким концертмейстером высшего класса, как Иветта Болотина, – просто подарок судьбы.

– А какая песня из трёхсот исполняемых самая любимая?

– Не удивляйтесь. Написал её более 40 лет назад не профессиональный композитор и не профессиональный поэт, а известный киноартист Олег Анофриев. Когда исполняю «Какая песня без баяна», нарадоваться не могу, что есть – спасибо Анофриеву – эта песня. Мне кажется, что в ней – душа многих замечательных советских песен. Её петь непросто. Но какие слова! «Если жизнь сложилась словно песня – значит, песня сложена про жизнь».

– Но какая песня без баяна?

– Почему без баяна – именно с ним! Потрясающий профессионал Александр Владимирович Шиманов не только аккомпанирует мне, но и находит песни, которые не забыты, однако не исполняются широко. А программа наша так и называется: «Какая песня без баяна».

Возвращаясь к нашему разговору про кино… В моей жизни есть как бы кусочки из разных картин. «Приходите завтра». «Свадьба с приданым», «Свадьба в Малиновке», «Сестра его дворецкого». Во всех этих лентах есть и моя жизнь. Вы знаете, говорят, что я по-мужски вожу машину. Наверное, это так. Нахожу в своём характере одновременно и шаляпинское (никогда не прогибалась и не буду), и кое-что от Чапаева. Раньше вообще всё могла в глаза сказать. Сейчас, правда, могу и промолчать.

Мне всегда везло на хороших людей. И в Москве – «жестоком городе». На конкурсе Bella voce познакомилась с замечательной Лидией Павловной Абрамовой, которая, услышав меня, сказала: «Приехала из Нижнего и сломала все наши планы». Позже она нашла меня и предложила поехать учиться в Италию. Надо было только заплатить две тысячи долларов. Таких денег у меня в 2001-м не было. Но где-то в глубине души чувствую – хотела бы петь в опере.

– Ирина, а в программе «Голос» – действительно популярной и полезной (хотя бы для того, чтобы зрители узнали в лицо) – поучаствовать нет желания?

– Многие говорят мне об этом. Может, и созрею для такого решения. Хотелось бы познакомиться с Александром Градским. И для раскрутки программа важна и нужна. Даже те из участников, кто не доходит до финала, собирают полные залы. У меня свои слушатели есть. Но возможность попробоваться в «Голосе» не исключаю.

…Какая песня без Ирины Шоркиной?

Леонид КОЛПАКОВ

Тэги: Музыка
Обсудить в группе Telegram

Леонид Колпаков

Является ветераном газеты – работает в издании ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
  • Чужих наречий погремушки

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS