Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 марта 2022 г.
  4. № 9 (6823) (02.03.2022)
Литература

Под дырявым зонтом, без интернета и вне тусовок

Монолог 90-летнего юбиляра

02 марта 2022

Меня классифицируют по-разному: календарист, журналист, публицист, эссеист, культуролог, историк, писатель… Хорошо, что не политолог и не общественный деятель. Я просто старый человек, пенсионер, галерный раб, потрудившийся не один десяток лет на литературной галере. И ныне подводящий итоги.

 

От очерка до литпортрета

Итак, очень коротко. 43 изданные книги и ещё с десяток написанных, но, увы, неизданных. Более 2000 газетно-журнальных публикаций в различных СМИ, в газетах «Вечерний клуб», «Вечерняя Москва», «Московская правда», «Век», «ЛГ», «Красная звезда», «Щит и меч» и т.д. Отдельные статьи, очерки, эссе и прочие жанры. В «Мосправде» вёл долгоиграющую рубрику «Заметки ворчуна» – публицистика о жгучих проблемах страны.

Перечислять журналы даже как-то неудобно: могут подумать, что я всё напридумал, но нет, отвечу, как Барон в горьковском «На дне»: «Было, всё было!..» Долгое сотрудничество с журналами «Наука и жизнь», «Огонёк», «Работница», «Крестьянка», «Космополитен», «Каприз», американо-русским журналом «Алеф» и даже «Крокодил»…

Книги. Первая вышедшая – «От Рюрика до Ельцина», хроника российской жизни, была издана в начале 1994 года, когда мне шёл 62-й год. Недаром Андрей Вознесенский выразился обо мне на творческом вечере в ЦДЛ: «Поздняя ягода». Да, поздняя, я не спорю…

Потом были изданы «Огненный век», книга-альбом «XX век» – иллюстрированная хроника российской истории, «5-й пункт, или Коктейль «Россия» о национальных корнях знаменитых россиян, три тома «Отечество. Дым. Эмиграция», «И плеск чужой воды» и «Огни эмиграции». Здесь – не только Бунин, Куприн, Зайцев, Шмелёв, но многие почти забытые, как дочери Льва Троцкого Татьяна и Александра, Зинаида Гиппиус, Раиса Блох и другие.

Тихо горжусь, что написал несколько книг о литераторах.

В «Эксмо» в 2007 году вышло энциклопедическое издание «99 имён Серебряного века». Затем «69 этюдов о русских писателях» – о классиках и «Знаменитые писатели Запада. 55 портретов». А там мои любимцы – Вольтер, Гёте, Гейне, Оскар Уайльд, Бальзак, Флобер, Анатоль Франс, Бернард Шоу, Сартр и т.д. Все три книги несколько раз переиздавались.

На этом не остановился: была мечта сделать свою литературную энциклопедию, но не хватило сил. Однако литпортреты продолжали выходить: «Опасная профессия: писатель» – томина в 638 страниц – от Горького и Луначарского до Довлатова и Льва Лосева.

Ещё одна книга – «Золотые перья»: литературные портреты писателей еврейской национальности от Афанасия Фета до Иосифа Бродского.

И ещё: «Культовые имена: от Э до Э. От Эразма Роттердамского до Умберто Эко». И последняя, изданная в «Радуге», – «Прекрасные безумцы»: Жорж Санд, Фридрих Ницше и Константин Бальмонт.

А какие ещё писал книги и – добавим – издал? «Терра Детектива» – криминальный календарь совместно с писателем Виктором Черняком... «Поцелуй от Версаче» – книга о звёздах, идолах и кумирах. «Страсти по Луне» – Луна глазами русских поэтов. «Московский календарь. Девять веков жизни столицы». Написано вместе с женой Анной Безелянской. Две книги о художниках: «Улыбка Джоконды» и «За кулисами шедевров». Две о кино: «Кино-story», «Плата за успех».

И много книг о женщинах, любви, встречах и расставаниях: «Вера, Надежда, Любовь», «Налог на любовь», «В садах любви», «Жизнь и гибель принцесс», «Тысяча и два поцелуя», «Жила-была женщина» и «Мужские игры во все времена» – вместе с Анной Безелянской.

 

Человек вербальный

Книги – это не всё. Надо отметить радио и телевидение. Уйдя с Иновещания, где я писал пропагандистские материалы об СССР и о советском образе жизни, я не порывал с радио и выступал на многих радиостанциях. «Р-1», «Говорит Москва», «Эхо Москвы», «Маяк», «Надежда» и на других. Вёл постоянные рубрики. Также и на телевидении. Первый раз меня пригласили в программу «Книжный двор» после выхода книги «От Рюрика до Ельцина», а потом я стал частым гостем в «Останкино». Выступал в многочисленных программах – и никакой робости и стеснённости, особенно в программе «Доброе утро, страна!». А когда появился новый канал – «Дарьял ТВ», там я стал главным ведущим в программе «Академия любви» об амурных похождениях знаменитых людей. Первая программа называлась «Пушкин и его женщины». Апофеозом моей ТВ-деятельности стал биографический фильм о Марлен Дитрих, показанный по каналу «Культура».

ТВ окончательно сформировало некое впечатление у моих знакомых, что я – миллионер, но никаких миллионов я не заработал. Наработал только имя и букеты газетных заголовков: «Хранитель времени», «Человек-архив», «Упорнограф Безелянский», «Рыцарь Серебряного века и летописец Огненного» и т.д. И ещё один вопрос, который многим не давал покоя: «Ну скажи честно, кто тебе помогает? Сколько литературных негров работает на тебя?» Какие негры? Какая помощь? Всё сам, сам, сам! Обычный трудоголик. Человек из энциклопедического словаря. Недаром в ЦДЛ Евгений Рейн встречал меня со словами: «А вот и наш д’Аламбер пришёл!..» Хотя можно было прибавить и Дени Дидро.

Забавный случай произошёл однажды в Париже, когда мы познакомились с близкими родственниками могущественного олигарха Ф. Его тёща, пленённая моими байками, предложила: «Юрий Николаевич, вы интересный человек, хорошо бы вам купить виллочку в Сен-Тропе рядом с нами, и тогда мы сидели бы на веранде, взирая на яхты и море, и вы бы нам что-то рассказывали». Я ответил, что подумаю, а сам тихонько нащупал в кармане брюк кошелёк, где лежали 213 евро на мелкие расходы.

Купить виллочку в Сен-Тропе, рядом с виллой Брижит Бардо, – прекрасная шутка.

Но разве сама жизнь не является подчас горькой шуткой?.. Нет, как говорят в народе, от трудов праведных не заработаешь палат каменных. У меня нет дачи, коттеджа, яхты, автомобиля, недвижимости на Западе, долларов в банке. Обычная трёхкомнатная квартира с основным богатством – личным архивом, книгами, различными досье и т.д. Короче: вербальный человек из эпохи Гутенберга, под дырявым зонтом, без компьютера (он есть, но пользоваться им так и не научился), вне тусовки. Одинокий волк. Было много друзей и знакомых. Часть отправилась на небеса, часть живёт в заморских странах, и часть ровесников в основном обитает на диванах и кроватях, без выхода на улицу. Мы с женой живём одни. Ни детей, ни внуков. Ледяное одиночество. Как написал Николай Рубцов: «Всё было весёлым вначале, всё стало печальным в конце». Или Андрей Вознесенский: «Но итоги всегда печальны, даже если они хороши».

Как аккорд, печальный? Вижу кислые физиономии, поэтому концовку монолога изменю и скажу о главном, что меня сегодня волнует. Это – подведение итогов.

 

Память – штука ненадёжная

В 2011 году я издал за свой счёт дневниковую книгу «Наедине со временем, или Дневник интеллигента в очках» – 60 экземпляров. Идея понравилась, ибо память штука ненадёжная, всё забывается и проваливается неизвестно куда. К дневникам я вернулся в последние два года. И вот в издательстве «У Никитских ворот» вышли две книги: «О СССР – без ностальгии» – книга первая, воспоминания и дневник москвича, 30–80-е годы. И вторая – «Драма лихих 90-х». На подходе третья – «Нулевые, боевые, пенсионные» (2000–2010). И готова четвёртая – «Жизнь из последних сил».

Пересказывать первый том в 740 страниц невозможно, впрочем, как и последующие. Главное: я подробно изложил свою жизнь (у меня нет биографа, как Эккерман у великого Гёте), становление, формирование «домашнего беспризорника», как я себя называл. Отец – враг народа, впоследствии реабилитированный, мать не разгибала спины за швейной машинкой «Зингер», братьев и наставников не было. В основном знание жизни черпал из книг. Книгочей с детских лет.

И сформировался каким-то странным: не радовался, что «броня крепка, и танки наши быстры…» Не восхищался «Молодой гвардией», а любил психологические новеллы Стефана Цвейга и песни Александра Вертинского.

И дальше: «Нас обманули, нас ложью опутали…» Вот эту ложь я чувствовал с ранних лет. И не только я, но и мой сосед по школьной парте Андрей Тарковский. Мы с ним поклонялись как бы другим богам, и у нас были другие ценности, в основном взятые из декадентского Серебряного века. И вот в один ноябрьский день 1949 года два 17-летних отрока упражнялись в написании стихотворения через строчку: одну – я, другую – Андрей. Вышло мрачно и красиво:

 

Проходят дни густой лиловой тенью,

Летят на крыльях звонкой тишины.

 

Свой монолог я хочу закончить неким психологическим портретом, который я набросал о себе. 1950 год, 18 лет.

 

Я – всё одно непостоянство.

Я соткан из противоречий.

Пестро души моей убранство,

Язык мой – перезвон наречий.

В себя вобрал я нежность лани

И в то же время ярость тигра,

Нет для меня других желаний –

Разнообразить жизни игры.

Сегодня я в тоске грозовой,

А завтра смех и безмятежность.

Люблю во взоре бирюзовом

Я пламенеющую дерзость.

Юрий Безелянский

 


«ЛГ» поздравляет Юрия Николаевича с 90-летием! Крепкого здоровья, благодарных читателей и новых книг!

 

Тэги: Юрий Безелянский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Юрий Безелянский и его 90

    14.11.2022
  • Оправданный дебют

    22.09.2020
  • Туда без обратно

    11.09.2019
  • Формула Вольтера

    04.09.2019
  • Юрий Безелянский: От календаря к ЖЗЛ

    05.10.2016
  • Юрий Безелянский: От календаря к ЖЗЛ

    21 голосов
  • Формула Вольтера

    11 голосов
  • Туда без обратно

    9 голосов
  • Оправданный дебют

    4 голосов
  • Юрий Безелянский и его 90

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS