Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 декабря 2021 г.
  4. № 48 (6811) (01.12.2021)
Литература Библиосфера

Бизнес с лицом человеческим и не очень

01 декабря 2021

Кудрявцев 2881094_detail.jpg

Михаил Кудрявцев. Потроха банкира.

– М.: ЗебраЕ, 2021. – 350 с. – 1000 экз.

Михаил Кудрявцев. Сделки на ночь.

– М.: ЗебраЕ, 2021. – 360 с. – 1000 экз.


 

В этом году в издательстве «ЗебраЕ» вышло сразу два романа Михаила Кудрявцева – «Потроха банкира» и «Сделки на ночь», и оба сразу стали событиями в мире остросюжетной литературы. Они составили серию «Новый экономический детектив». Название серии выбрано удачно. Поскольку и в том и в другом есть и экономика, и захватывающая интрига. И в каждой из этих составляющих автор знает толк. Роман «Потроха банкира» вскрывает подноготную банковского дела во всей её неприглядности и в то же время таинственной притягательности. Образы главных героев индивидуальны, они не сливаются в одну массу, а создают внутренние оппозиции, конфликты, своими поступками способствуют увлекательности сюжета. Автор анализирует время, когда банки не только стали основным и самым престижным местом работы, но и превращали людей в совсем не таких, какими их задумывал Господь. Сюжет романа довольно изобретателен. В подобных текстах иногда авторы ограничиваются только знанием фактуры и на ней строят всё остальное. Кудрявцев вплетает в банковские интриги любовные коллизии, элементы боевика, аналитику человеческих характеров, психологические ракурсы. Характер банкира Савинова – явная удача автора. Интересен и характер главного героя, от лица которого часто ведётся повествование. Он то выходит победителем из локальных дуэлей, просчитывает всё вперёд, то становится игрушкой в чьих-то руках. Один из выводов романа: как ни изощряйся, если ты в грязном деле, всё равно чистым не выйдешь. И поражение часто видится победой, и наоборот. Такая мерцающая конструкция придаёт тексту должный объём.

Действие происходит в разных точках мира. Все они описаны достоверно. Есть описания удивительной детальности и вкуса. Герои Кудрявцева часто жестоки. Но автор не даёт им шанса выйти за рамки гуманизма. История, рассказанная в романе, по заверению автора, выдуманная, однако написана так, что её подлинность и правдивость не вызывают сомнений.

Роман «Сделки на ночь» сложнее. В нём много философии, метафор. Они в названии, где слышится постмодернистская подмена («сказки на ночь»), и в начальном описании Парижа, где на страницах гуляет ветер и оживают любимые франкофонами парижские декорации. «Ворон, как чёрный планер, сделал разворот налево, наблюдая с левой стороны отразившиеся в его глазах офисы Ла Дефанс, и, вновь пролетев над рекой, устремился к большому, украшенному разноцветными огнями колесу обозрения на площади Согласия».

Изысканная смесь жизни российского бизнеса и закутанного в мистические одежды сюжета позволяет читателю не уставать от описаний, погружаясь в психологические тонкости и извечную для российской литературы иррациональность. Рассказ ведётся то от мужского, то от женского лица. Это создаёт нужную полифонию. Кудрявцев вообще хорошо показывает отношения между мужчинами и женщинами, не отвлекаясь на поверхностность любовного антуража, выявляя их подлинную суть, отталкиваясь от того, что всякий одинок и жаждет любви, и что каждый любящий легко становится жертвой обмана.

И всё-таки, несмотря на всю роскошь фактуры, несмотря на выдающееся по нашим меркам умение держать напряжение до конца и вовремя распутывать интригу, в центре творчества Кудрявцева – человек. И это не человек бизнеса, агент ФСБ или женщина вольных нравов. Это человек с большой буквы, всегда готовый к прощению и искуплению, именно он таится в каждом из персонажей Кудрявцева. Автора занимает вопрос, как существовал этот человек. Как противился соблазнам, где искал отдохновения, кого любил, чем очаровывался, – и всё это в период после распада СССР и до того, как Россия вновь начала обретать силу. Конец романа «Сделки на ночь» закольцовывается с началом. И в этой законченности и сила мысли, и сила правды. «Моё тело, от ступней до кончика каждого волоса на голове, одномоментно вдруг ощутило волну удивительного тепла, похожего на резкое дуновение горячего ветра, в единый миг прошедшего через одежду, а дотронувшись до моей плоти, немедленно исчезнувшего, оставив о себе лишь вечные воспоминания об этом мгновении незабываемого тепла и счастья, доброты и фантастического спокойствия. Спасибо тебе, Боже». ¢

Тэги: Максим Замшев
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Это моя Земля. Поморье»

    11.11.2022
  • Мы в Telegram

    26.09.2022
  • Весь мир в улыбке

    21.09.2022
  • Закончим «Русской весной»

    14.09.2022
  • Максим Замшев в Бункере

    06.09.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Не хотим, как в Париже

    118 голосов
  • Максиму Замшеву – 50!

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS