Михаил Кудрявцев. Потроха банкира.
– М.: ЗебраЕ, 2021. – 350 с. – 1000 экз.
Михаил Кудрявцев. Сделки на ночь.
– М.: ЗебраЕ, 2021. – 360 с. – 1000 экз.
В этом году в издательстве «ЗебраЕ» вышло сразу два романа Михаила Кудрявцева – «Потроха банкира» и «Сделки на ночь», и оба сразу стали событиями в мире остросюжетной литературы. Они составили серию «Новый экономический детектив». Название серии выбрано удачно. Поскольку и в том и в другом есть и экономика, и захватывающая интрига. И в каждой из этих составляющих автор знает толк. Роман «Потроха банкира» вскрывает подноготную банковского дела во всей её неприглядности и в то же время таинственной притягательности. Образы главных героев индивидуальны, они не сливаются в одну массу, а создают внутренние оппозиции, конфликты, своими поступками способствуют увлекательности сюжета. Автор анализирует время, когда банки не только стали основным и самым престижным местом работы, но и превращали людей в совсем не таких, какими их задумывал Господь. Сюжет романа довольно изобретателен. В подобных текстах иногда авторы ограничиваются только знанием фактуры и на ней строят всё остальное. Кудрявцев вплетает в банковские интриги любовные коллизии, элементы боевика, аналитику человеческих характеров, психологические ракурсы. Характер банкира Савинова – явная удача автора. Интересен и характер главного героя, от лица которого часто ведётся повествование. Он то выходит победителем из локальных дуэлей, просчитывает всё вперёд, то становится игрушкой в чьих-то руках. Один из выводов романа: как ни изощряйся, если ты в грязном деле, всё равно чистым не выйдешь. И поражение часто видится победой, и наоборот. Такая мерцающая конструкция придаёт тексту должный объём.
Действие происходит в разных точках мира. Все они описаны достоверно. Есть описания удивительной детальности и вкуса. Герои Кудрявцева часто жестоки. Но автор не даёт им шанса выйти за рамки гуманизма. История, рассказанная в романе, по заверению автора, выдуманная, однако написана так, что её подлинность и правдивость не вызывают сомнений.
Роман «Сделки на ночь» сложнее. В нём много философии, метафор. Они в названии, где слышится постмодернистская подмена («сказки на ночь»), и в начальном описании Парижа, где на страницах гуляет ветер и оживают любимые франкофонами парижские декорации. «Ворон, как чёрный планер, сделал разворот налево, наблюдая с левой стороны отразившиеся в его глазах офисы Ла Дефанс, и, вновь пролетев над рекой, устремился к большому, украшенному разноцветными огнями колесу обозрения на площади Согласия».
Изысканная смесь жизни российского бизнеса и закутанного в мистические одежды сюжета позволяет читателю не уставать от описаний, погружаясь в психологические тонкости и извечную для российской литературы иррациональность. Рассказ ведётся то от мужского, то от женского лица. Это создаёт нужную полифонию. Кудрявцев вообще хорошо показывает отношения между мужчинами и женщинами, не отвлекаясь на поверхностность любовного антуража, выявляя их подлинную суть, отталкиваясь от того, что всякий одинок и жаждет любви, и что каждый любящий легко становится жертвой обмана.
И всё-таки, несмотря на всю роскошь фактуры, несмотря на выдающееся по нашим меркам умение держать напряжение до конца и вовремя распутывать интригу, в центре творчества Кудрявцева – человек. И это не человек бизнеса, агент ФСБ или женщина вольных нравов. Это человек с большой буквы, всегда готовый к прощению и искуплению, именно он таится в каждом из персонажей Кудрявцева. Автора занимает вопрос, как существовал этот человек. Как противился соблазнам, где искал отдохновения, кого любил, чем очаровывался, – и всё это в период после распада СССР и до того, как Россия вновь начала обретать силу. Конец романа «Сделки на ночь» закольцовывается с началом. И в этой законченности и сила мысли, и сила правды. «Моё тело, от ступней до кончика каждого волоса на голове, одномоментно вдруг ощутило волну удивительного тепла, похожего на резкое дуновение горячего ветра, в единый миг прошедшего через одежду, а дотронувшись до моей плоти, немедленно исчезнувшего, оставив о себе лишь вечные воспоминания об этом мгновении незабываемого тепла и счастья, доброты и фантастического спокойствия. Спасибо тебе, Боже». ¢