В ноябре 2021 года одно из федеральных изданий в контексте скандального увольнения с поста худрука МХТ Сергея Женовача поддело председателя СТД РФ Александра Калягина, публично посетовавшего, что узнал новость из газет: «Не советуются с вами, с Союзом театральных деятелей, Александр Александрович, а что с вами советоваться-то… Кого вы хотя бы в последние годы защитили, поддержали, отстояли?»
Не знаю, как насчёт «хотя бы в последние годы», но не только в моей памяти живёт история из начала 2000-х о том, как Калягин защитил и поддержал труппу Сыктывкарского государственного театра драмы имени Виктора Савина, публично отстояв право известного двуязычного творческого коллектива на «место под солнцем».
Эту историю в виде телепрограммы «Неоконченная пьеса...» любой желающий может увидеть
собственными глазами на видеохостингах
Rutube и YouTube.
В 80-й день рождения Александра Александровича самое время вспомнить одно из славных дел давно минувших дней, восстанавливающее справедливость и ярче освещающее доброе имя юбиляра.
ВСЁ КАК ВСЕГДА
Построенное в 1932-м, здание Сыктывкарского академического театра драмы в октябре 2001-го было признано аварийно опасным, так как за всю долгую жизнь ни разу не подвергалось капитальному ремонту. А правила эксплуатации обязывают проводить его каждые 25 лет.
Сколько прекрасных зданий выросло за эти годы в столице нефтегазовоугольной республики! Но коллектив единственного в России театра, объединившего под своей крышей две разноязычные труппы, вдруг оказался на улице...
По словам директора, в «закрытом» состоянии в 2001 году театр выпустил 11 премьерных спектаклей, в 2002-м – 7 премьер, показал зрителям 196 спектаклей!
Причём в театральном штатном расписании на тот момент было 116 единиц, а, например, в Башкирии, в 2 государственных драматических театрах, русском и башкирском, – 812.
Кстати, знание коми языка в Сыктывкарском драмтеатре материально не поощрялось, а самими актёрами не афишировалось: если его знаешь, тебя наверняка пошлют на гастроли в коми деревню, а если не знаешь – в город. Всего же лиц титульной национальности в Республике Коми – 23 % (тогда и сейчас). И лишь половина из них владеет коми языком.
– Мы сидим на окладе, – делились представители труппы. – То есть «закрытое» состояние театра по карману не бьёт. Но актёру, чтоб не закиснуть, нужен постоянный творческий поиск.
Возможность «не остудить сердце» и не потерять квалификацию, тем более в период длительного отсутствия главного режиссёра, актёрам была предоставлена. Какое-то время драмтеатр гостил в местном театре оперы и балета. Причём одновременно с театром фольклора, в здании которого тоже как-то вдруг затеяли ремонт.
Разумеется, ситуация отразилась на прокатной деятельности гостеприимной сцены, сократившей количество собственных постановок. А ведь из-за отсутствия хороших концертных площадок в Сыктывкаре в ту же очередь пристроились и столичные гастролёры...
Да, есть филармония, но без театральных колосников, необходимых для смены декораций, с ограниченными возможностями световой партитуры и с собственными гастролёрами, а также репетициями и выступлениями визитной карточки Коми культуры – Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми «Асъя кыа» («Утренняя заря»).
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА
В таком ситуативном контексте в 2003-м Сыктывкар принимал председателя СТД РФ, продемонстрировавшего солидарность с коллегами и с горожанами уже во вступительном слове к гастрольному представлению:
– Иностранцу трудно понять, почему Чехов нам близок, – грустно улыбнулся Александр Калягин. – Состояние российской души и российской действительности, на мой взгляд, лучше всего выражает чеховская фраза, являющаяся квинтэссенцией всей нашей жизни: «Очень хорошая погода! Не знаю, то ли выпить чаю, то ли повеситься».
А позднее, во время встречи с театральной общественностью республики, подчеркнул:
– Без культуры никакие ваши нефтегазовые природные богатства не помогут. У любого Художника и всякого, кто занимается творчеством, должны быть амбиции. Амбиции должны быть и у чиновников, отвечающих за культуру. Эти амбиции гарантируют душевную неуспокоенность – не дают жиреть...
И во время официальной встречи с заместителем главы республики Верой Скоробогатовой, региональным министром культуры Марией Кузьбожевой, проработавшей в этом качестве только месяц (!), при участии председателя сыктывкарского отделения СТД Галины Миковой Калягин высоко оценил творческие достижения республиканского драмтеатра – вспомнил московские гастроли коллектива и хорошие отзывы критиков.
Тут «огонь на себя» вызвала Галина Аркадьевна, обратив внимание, что за 82 года существования республики в ней так и не появилось достойного театрального здания, отвечающего профессиональным требованиям.
Конечно, команда нового главы Республики Коми Владимира Торлопова, избранного в 2001-м, формально была как бы ни при чём. Однако важно отметить: новый региональный министр культуры Мария Кузьбожева уже успела в Москве провести переговоры с заместителем федерального министра Владимиром Малышевым о включении здания Сыктывкарского драмтеатра в список ремонтно-строительных объектов, финансируемых по федеральной программе.
Федеральная власть пообещала поддержку региональной, но не ранее, чем после предоставления проектно-сметной документации за... 6 миллионов рублей. Деньги для республиканского бюджета немалые! Не говоря уже об общей цене реконструкции – 240 миллионов. Поэтому неудивительны сроки, отпущенные на исполнение заветного желания региональных театралов: в лучшем случае – 3 года, в худшем – 5 лет.
– В течение 5 лет, больше или меньше, умрут актёры и традиции, – пристально глядя в глаза высокопоставленной визави в республиканском «жёлтом доме», отметил Александр Калягин. – И может статься, что здание будет построено, а играть будет некому – уйдёт профессионализм, молодые разбегутся...
Он помнил, как юная сыктывкарская актриса сверлила его взглядом вместе с другими коллегами, допытываясь:
– Опытному актёру трудно пережить такой перерыв, а молодому без опыта – и подавно! Как не опуститься в это болото? Что делать?
Тогда Калягин честно признался:
– Родные мои! Что делать я не знаю. Как председатель Союза могу писать письма в инстанции... Галина Аркадьевна мне сообщала о положении дел – я бил в набат, но... Приезжаю сюда как гость, хоть и «свой», хоть и «ваш». Мне могут лапшу на уши повесить. Могут сказать: «Сделаем», а завтра улечу – ничего не сделают...
И в диалоге с заместителем главы Республики Коми Александр Александрович отстаивал «своих» до последних аргументов и сил, отдавая себе отчёт: в Богом забытом Сыктывкаре он – единственная надежда. Веры в региональную власть, не успевшую завоевать подлинный авторитет, почти никакой. И если здесь и сейчас ему, Калягину, не совершить чудо – переломить ситуацию (пусть эмоционально и на уровне слов, которые «к делу не пришьёшь»), какой смысл занимать статусное общественное кресло?! Для чего всё?!
Талантливому оператору Татьяне Злыгостевой, снимавшей вместе со мной телепрограмму «Неоконченная пьеса...», удалось мастерски запечатлеть накал страстей и очень точно передать в крупных планах внутреннее состояние главного участника разговора.
ДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ С КОГО?
Программу, созданную благодаря телевизионному агентству «Комиинформ» (низкий русский поклон – возглавлявшему его в то время Павлу Кочанову) и вышедшую в эфире Коми республиканского телеканала, я нанизал на фрагменты культового фильма Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» и сам удивился, насколько «чеховский Платонов» в жизни неотличим от киношного. Настоящий и искренний, разбившийся в лепёшку ради истины и в предлагаемых обстоятельствах на 200 % соответствовавший роли, отведённой ему судьбой.
И неважно, что здание Сыктывкарской драмы построили с нуля и открыли через... 6 лет – в августе 2009-го. Актёрские традиции в столице Коми не умерли. И неважно, что Коми республиканский телеканал, выпустивший в рамках моей авторской программы «Доля» 6-серийный цикл «Сыктывкарская драма», в одночасье закрыл все мои телепроекты из-за одного-единственного комментария в кадре, касавшегося судьбоносной для театра декабрьской встречи в Москве в том же 2003-м Владимира Торлопова и Михаила Швыдкова, занимавшего пост федерального министра культуры.
Так ли важен сарказм руководителя телеканала, выраженный мне при личной встрече, относительно замеченной не только мной решительности и настойчивости регионального министра культуры в противовес подразумеваемым, но не названным личным качествам главы региона? Главы, приговорённого в июне 2019 года по делу его преемника Вячеслава Гайзера на 6 с половиной лет колонии общего режима за мошенничество и легализацию преступных доходов.
Важно ли, что реконструированный драмтеатр возглавил тот самый гендиректор телеканала, рвавший подмётки в выражении верноподданнических чувств губернатору, о котором впоследствии на суде даже Гайзер скажет: «Мне стыдно за то, что в Республике Коми был такой глава»?! Всегда рядом будут Войницевы, Трилецкие, Петрины, Глагольевы, Щербуки, гарантирующие тусклое существование в обывательской среде, – как у Антона Павловича в неоконченной пьесе и у Никиты Сергеевича в кинокартине.
Важно, что благодаря Александру Александровичу Калягину в наших сердцах и умах был, есть и будет живой и совестливо-беспокойный школьный учитель Михаил Васильевич Платонов, «делать жизнь с кого» совсем не стыдно!