Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2022 г.
  4. № 35 (6849) (31.08.2022)
Невский проспект

Чего же ты хочешь?

Критика страны и её предательство диаметрально противоположны

31 августа 2022
Актрисы Чулпан Хаматова и Марина Неёлова на сборе труппы театра «Современник», 2021 год

Ответ на этот вопрос искал не только советский писатель Всеволод Кочетов в своём популярном одноимённом романе. Им задавалась значительная часть российского образованного сословия на протяжении как минимум двух столетий. Задавалась, но с ответом не спешила.

За это время страна дважды теряла государственность. С потерями, исчисляемыми миллионами. Сегодня этот же вопрос обратим той части общества, которое испытывает страну ещё на один излом. Он тем более не исключён, если учесть обостряющуюся идейно-политическую разноголосицу. Те, кто при этом говорит о цензуре, наверное, не умеют пользоваться интернетом.

Здесь и далее сосредоточимся на знаках вопроса и поговорим об информационной гигиене. Она необходима всегда. Но когда идёт речь о судьбе страны, идеологическое «трансгендерство» – форма подрыва государства изнутри, а не просто реализация свободы мысли. Это ей сегодня упиваются потомки власовцев, размышляя о не состоявшейся после поражения Гитлера евроинтеграции. Точнее, об её отсрочке. В 1940-х оправдание «идейного разнообразия» стоило 9 граммов свинца – только за шеврон РОА. С той поры изменилось многое, но вопрос «Како веруеши?» не растворился во времени.

Сегодняшняя власовщина зримо утрачивает свою маргинальность, становится если не нормой, то модой. В духе сиюминутно популярного киевского нарратива «москали происходят от людоедов». Тем временем информационное (следовательно, духовное) пространство страны разделяется на её защитников и на неё нападающих. Первые пребывают в большинстве, но не столь активны, чтобы задавать безальтернативно патриотическую повестку при любых частностях. Как, например, в США – при разнящемся отношении к Байдену – Трампу, истории вообще и BLM в частности. Вторые – наоборот. Их «альтернативность» по нарастающей обращена на разрушение того, что сохранила никем не идеализируемая отечественная история. Безотносительно в данном случае к спецоперации. Об угрозе гражданской войны говорить пока рано, между тем её предтечей может стать конфликт на Украине, уже разделивший исторически единый народ. Кто в этом сомневается, пусть освежит семейную память.

 

В чём суть альтернативы

Возникают и более жёсткие вопросы: что не в абстрактных, а в складывающихся условиях является альтернативой государственному подходу, в чём суть этой альтернативы? Неужели сдаться, «рассыпаться» и исчезнуть? Тем самым «делом» ответить на вопрос, вынесенный в заголовке.

Нет ли у вас ассоциации с Русско-японской войной 1904–1905 годов, проигранной не столько под Мукденом – Ляояном, сколько в безмятежном (до времени) Петербурге? Что нас ждёт дальше? «Деколонизация» с люстрациями-рестрикциями? А потом «плохих начальников» заменят «хорошими»? Кстати, «а судьи кто?». Или все одобрительно похлопают и разойдутся по домам? В «ядерной», напомним, стране. С массой проблем при 11 часовых поясах. Увы, уже забылся и 1991 год. Не говоря о 1917-м и последующих событиях…

Ключевой вопрос, адресуемый всё тому же «образованному сословию»: почему оно оказалось неспособным уберечь страну от идейно-политического гуляйполя? Неужели и тут виноваты партия с правительством? Чем подтверждается авторитет этого «сословия», ничего постоянного, кроме либерального диссидентства, не придумавшего? Не потому ли в нашей научной среде куда больше всякого рода «подписантов», нежели мировых знаменитостей? Чем, наконец, подтверждается национальная идентичность всё того же «сословия», по крайней мере той его части, у которой нет «второй родины»?

 

Мнение классиков

Вместо ответа вспомним актуальный анамнез от Ф.М. Достоевского: «Русский либерал, при всём своём воспитании и высшем образовании, не согласен с наличием иного взгляда и всегда непримирим к другой точке зрения. В дискуссии груб, высокомерен и считает для себя позволительным переходить к оскорблениям и ругательствам».

Кстати, и И.А. Бунин кое-что добавил бы к этой характеристике: «…и злой, как самый… серый мужик…» Подведём черту цитатой из итальянского философа Умберто Эко: «Как громко глупость выражает свои мысли!»

Но ведь этим мыслям кто-то внемлет…

Почему не менее половины спикеров на оппозиционных каналах судят об интересах страны издалека? Вы можете представить нынешнего обитателя Лондона или Нью-Йорка, выражающего хотя бы понимание того, чем руководствуется большинство на его родине? Нет, мы для него – быдломасса, не внимающая общецивилизационным чаяниям. Хотя и иноагентов никто из страны не изгоняет и даже не лишает микрофона. А теперь представьте себе диктора Левитана, приглашающего к диалогу пана Бандеру. Ради «всесторонней взвешенности сводки Совинформбюро».

С какого момента парадокс переходит в шизофрению? Почему в оппозиционных эфирах представлены в абсолютном большинстве те, кто источает ненависть к власти? Что, до остальных спикеров не дозвонились? Или апофеоз свободы слова состоит в том, чтобы даже упоминание страны предварить обязательным «прости, Господи»? Как совмещается свободомыслие с фактическим исключением из эфира любого, кто не согласен с ведущим? То есть все, кто живёт другим, не достойны внимания уже поэтому?

Не о зажиме оппозиции идёт речь. В очередной раз повторим: критика страны и переход на сторону её противников имеют диаметрально противоположную первооснову. В первом случае за этим стоит стремление усилить страну, ибо в ней нам жить. Во втором – разрушить. А затем?..

Адекватность реакции на проблему экзистенциального значения становится темой дня. Думается, в стране найдутся те, кто вместо пафосных «не могу молчать!» или «с кем вы, мастера?» сможет «сосредоточиться, не сердясь». И дело делать, господа. Дело! Тем более что «застенчивость» власти уже множит вопросы, не охватываемые вечерними эфирами.

 

Что же делать?

Не пора ли нам в ответ на призыв аналитика из Норфолка Франсуа дю Клюзеля начать против России когнитивную войну всерьёз заняться организацией когнитивной безопасности? Я хочу, чтобы законодатели, журналисты, юристы, прочие правозащитники, не брезгующие российским гражданством, консенсусно, но в конечном счёте по-маяковски прямолинейно определили, «что такое хорошо и что такое плохо». Притом определили для большинства, а не для тех, кто всегда непримирим к другой точке зрения. Во всяком случае, минуты, отведённые на популяризацию Нагорной проповеди, не должны компенсироваться часами её дьявольского осмеяния. Безотносительно религии, свободы слова и отдельно взятой спецоперации. В первую очередь следует учесть, что любую спесь ограничивает осознание материальной за неё ответственности. Ну а тем, кому не терпится обрушить на страну всё, что у них накипело, может, действительно стоит сменить гражданство? До копейки рассчитавшись за обретение «ореола» предателя. Заморского слова бояться не надо – привыкли. Главное для нас то, что «Рим предателям не платит». Уже потом стоит предаться академическому изучению такого отечественного феномена, как тяга к государственной суицидальности. Предаться лучше в цифрах и на примере судеб…

Очевидность ответов на поднятые вопросы, а главное – надежда на возобладание здравого смысла (не путать с «авось!») позволяет смягчить тон. Почему большинство сограждан при любых нюансах и вполне доступном интернете всё же поддерживает государство, не приравнивая к нему власти предержащие? Дело в том, что деление информационного массива на «проплаченную пропаганду» и «свободную (безвозмездную?) журналистику» сильно отдаёт плакатным противопоставлением грешника и праведника – с момента их зачатия. Мы не настолько неразборчивы. Да, властью у нас никогда не восхищались, но и с предателями разговор не затягивался.

 

Но это – наша Родина!

Главное тут вот в чём: недруги страны замахнулись на патриотизм в его исторически испытанном ощущении всё того же большинства. Никакими оскорблениями-издёвками его не отменить. Тем более когда лексикон критиков государства и его главы пополнился англоязычным словом cancelling, что означает «отмену» России (кстати, при буквальном переводе этого термина на китайский язык собеседники сочли, что это шутка).

Теперь серьёзно. Пусть другие вспомнят что-нибудь радостнее, но мне на память приходит не утративший трагической образности эпизод 27-летней давности. Тогда, в новогоднюю ночь 1994/1995 года, бронетранспортёры 131-й майкопской бригады на одном стимуле-приказе «надо!» пробивались к грозненскому вокзалу. Под откуда-то взявшимся красным флагом. И матерно-горькими восклицаниями немногих выживших: «Права она или нет, но это – наша Родина!»

Хочется, чтобы будущее Украины стало не хуже нынешней Чечни. Может, тогда вопрос «Чего же ты хочешь?» утратит сегодняшнюю остроту.

Тэги: Борис Подопригора
Обсудить в группе Telegram

Борис Подопригора

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На комаровских аллеях

    15.12.2021
  • Молодые мои «старики»! Где вы?

    24.02.2021
  • Морская родословная

    07.10.2020
  • Война и «Братство»…

    25.09.2019
  • Равные всем живущим

    10.09.2014
  • Война и «Братство»…

    39 голосов
  • Молодые мои «старики»! Где вы?

    16 голосов
  • На комаровских аллеях

    14 голосов
  • Морская родословная

    11 голосов
  • Равные всем живущим

    8 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS