Замечательная лента режиссёра Клинта Иствуда «Дело Ричарда Джуэлла» получила только одну номинацию на премию американских киноакадемиков – за женскую роль второго плана. Но у великого кинематографиста, которому скоро исполнится 90 лет, этих «Оскаров» и других престижных кинонаград столько, что ни одному академику в Голливуде не снилось. Он – воплощение Америки, он – консерватор, открыто поддерживающий Трампа, что, разумеется, либералам в Голливуде не нравится.
Дело Ричарда Джуэлла – реальная история 1996 года, лёгшая в основу этого дай Бог не последнего фильма Иствуда, она очень американская и проамериканская. Простодушный, немного смешной толстый парень работает охранником, но поскольку мечтает стать полицейским, он очень дотошно исполняет свои обязанности. И вот в Атланте, где он (Пол Уолтер Хаузер) обитает с матерью (Кэти Бейтс), проходит Олимпиада, и надо же, во время многолюдного мероприятия въедливый Джуэлл обнаруживает под зрительской скамейкой рюкзак со взрывчаткой, тотчас бьёт тревогу, начинается эвакуация, и к тому времени, когда рюкзак взрывается, погибает всего один человек. Благодаря бдительности Джуэлла спасены сотни людей. Конечно, это его триумф, но длится он недолго. Люди из ФБР, которые прошляпили эту террористическую атаку, заподозрили в её совершении… Джуэлла, который якобы хотел таким образом прославиться. У агента ФБР Тома (Джон Хэмм) есть подружка из местной газеты, которая раскручивает эту сенсацию в прессе.
Восхваление Джуэлла сменяется травлей, агенты ФБР умело разводят простака, и его засудили бы (а за теракт ему грозил электрический стул), если бы в дело не вмешался адвокат, которого играет замечательный Сэм Рокуэлл. Он понимает, что ФБР очень заинтересовано в том, чтобы обвинить и засадить Джуэлла, и ему стоит огромных усилий, чтобы вытащить его из этой кошмарной западни. За подробно показанной схваткой адвоката с ФБР очень интересно следить. Всё кончается торжеством справедливости, но то, с какой лёгкостью в США героя можно растоптать и превратить в изгоя, внушает определённые отношения к этой стране, её спецслужбам и прессе. Но Клинт Иствуд любит Америку, он подробно и правдиво показывает, как всё же добро может и должно противостоять злу, как честные люди не сдаются и побеждают.
В связи с этим ещё раз вспомнился триумфатор нашего «Золотого орла» «Текст». Там похожая история: невиновного человека обвинили в совершении преступления. Правда, наши сценарист и режиссёр пропустили самое, на мой взгляд, интересное и важное, то, как сажают на семь лет студента МГУ, которому подложили наркотики, только потому, что он не понравился юному следователю, сыну генерала (других мотивов нет!). Судебный процесс не показан, для создателей это само собой: в России любого можно посадить ни за что, иначе и не бывает. Но если так, то этой проблемой как раз и надо заниматься. Не ограничиваться фэнтези про самосуд над ментом и самоубийство героя, сдобренное для хайпа видеопорнушкой, а разобраться в проблеме. Показать, как и почему прокурор обвинял очевидно невиновного филолога из МГУ, а судья давал ему семь лет, и разобраться в том, почему ни адвокаты, ни мать, ни друзья героя не смогли помочь. Впрочем, это произошло бы, если бы фильм создавали люди, которых интересуют не только кассовые сборы, но и страна, в которой они живут.
Жан Дюжарден в роли полковника Пикара, вставшего на защиту Дрейфуса
А в заключение хочу анонсировать февральскую премьеру фильма тоже про неправедный приговор и про то, как справедливость благодаря упорству честных людей побеждает. Это «Офицер и шпион» другого ветерана-оскароносца. Роман Полански увлекательно, эмоционально и в то же время строго документально воссоздал знаменитое дело Дрейфуса. И все обстоятельства, благодаря которым удалось оправдать капитана французской армии, несмотря на то что против него были все государственные структуры.