Как будто это варьете Воланда со свитой и включёнными расфуфыренными во всех смыслах, даже электрическом, песнями и плясками. Киркоровы, басковы, лободы, все эти рэперы, диджеи и прочие реввы и тодосы изощряются, скачут, воют полуголые, плотоядно извиваются. И – с «шутящими» родригесами и мартиросянами, которые когда-то мыслили себя нонконформистами, а нынче за бабло натужно шутят и несут в эфире пошлятину.
Уже не раз зрители высказывали впечатления, что подобное происходит в аду. И ведь это во многом адекватное отражение «эпохи»: какое преобладающее (в значительной мере и навязанное) общественное настроение, такие и песни-пляски. В конце вышла София Ротару и прокричала хит «Только этого мало» на гениальные, тончайшие стихи Арсения Тарковского «Вот и лето прошло...» (их прекрасно в «Сталкере» читал Александр Кайдановский). Вот пример напористой и беззастенчивой безвкусицы.
Нечто подобное на «Первом канале» – фестиваль «Жара». Кто-то не выдержал и саркастично наложил дайджест-ролик нынешних «новогодних огоньков» на «фигли-мигли», то есть музыкальную тему «sator аrepo tenet opera rotas» композитора Игоря Корнелюка, олицетворяющую инфернальные силы в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».
А что поют? С этим – огромные проблемы как у «мэтров», так и у более молодых. «Будьте сегодня не святыми, а отрывайтесь на полную!» – кричит дива со сцены. «Жара!» Понятно, что на курортах не до духовного делания, но публике предлагается дионисийство – словно вбиваются в головы гвозди без шляпок, которые застревают – и их невозможно вытащить.
Захар Прилепин высказывается в этой связи в ЖЖ: «Я действительно часто задумываюсь: вот сталинская эпоха. Репрессии, запреты, унижения и бедность. И пишется великая музыка. Уровень массовой культуры – запредельный. И сейчас: свобода, возможности, всеоткрытость. И на всю страну который год подряд транслируется бордель и кабак от упырей с мёртвыми глазами».
Редактор православного журнала Марина Бирюкова пишет в «Фейсбуке»: «Моему дяде 94 года, он мне говорит: «За последние тридцать лет не написали и не спели ни одной хорошей песни». Я совершенно не из ностальгирующих по советским временам, но тогдашняя классическая эстрада – наша колоссальная и непростительная потеря. Где высокопрофессиональные композиторы, где настоящие поэты, писавшие те песни? Где гениальные исполнители?.. Большинство уже в могилах или в глубокой старости. А что пришло на смену? Дичь, вульгарность и пошлость». И, добавим, при этом невероятные информационные возможности современных технологий – для навязывания этого распада.
То ли нас всех принимают за идиотов, жвачных животных, то ли цель – именно таковую смотрящую массу и сформировать.
«Телетрансляции оргий Гелиогабала», как их метко определяет публицист Максим Соколов, тревожно отсылают нас к ситуации вековой давности, канунам 1917 года, к умо- и душенастроениям дионисийства, декаданса и духовного распада, преобладавшим в интеллигентской, «культурной» среде тех лет, которые в результате привели к национальной катастрофе.
Предложения «не нравится – не смотри» следует отмести на корню. Два первых канала – государственные, с государственной значимостью для народа: есть категории граждан (больные, инвалиды, престарелые), которые физически не могут покинуть квартиру, – телевизор создаёт иллюзию неодиночества, они не могут выбрать иную судьбу, кроме как нажать одну из этих двух кнопок, а потому вынуждены давиться кабацкой свистопляской.
Нам впихивают это из года в год! Снова и снова мы видим глумление над отечественным телезрителем и волю к дальнейшему духовному умерщвлению его. Спрашивается, доколе десятки миллионов граждан всё ещё культурной страны будут это терпеть?
Станислав Минаков,
писатель