Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

...И крепость пала

01 января 2007

Б.М. Кустодиев. «Чтение манифеста» (Освобождение крестьян). 1907 г.19 февраля 1861 года вошло в русскую историю событием поистине небывалого масштаба. Александр Второй в этот день подписал Манифест, с момента публикации которого помещичьи крестьяне переставали считаться собственностью. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить и переселять по произволу владельцев. 150 лет назад, таким образом, крестьяне получили свободу, а государь, её даровавший, остался в народной памяти Освободителем. Но без русских писателей, в большинстве, кстати, дворян-землевладельцев, русские землепашцы, кормильцы огромной империи, возможно, ещё долго оставались бы крепостными. Радищев и Пушкин, Тургенев и Герцен неустанно боролись против рабства, часто платя за это свободой и даже жизнью. Русская классическая литература родилась в этом поединке с властью, окрепла и одержала победу. Но часто ли мы вспоминаем об этом?

Давно ли ты, любезный читатель, открывал «Путешествие из Петербурга в Москву», сочинение Александра Радищева? Или «баба ЕГЭ» убедила тебя навсегда выбросить из головы эту скукотищу? Но со «скукотищи», кровью сердца написанной, началась самая великая и увенчавшаяся победой страница истории русской литературы – борьба против крепостной зависимости. От гоголевской «Шинели», из которой вышла, да не выросла словесность наша, конечно, не отопрёшься. Но покрой кафтана Герасима, в котором крепостной дворник отправился топить докучавшую барыне спаниельку, тоже, увы, не устарел, и потому именно, что с исторического подиума пытаются согнать всех герасимов разом. И некому за них слово молвить…

«Путешествие…» издано в 1790 году. Призвав «помещика жестокосердного» снять узы со своих невольников, Радищев буквально возложил эти оковы на себя. Рассказ «Муму» опубликован в «Современнике» в 1854-м. 70 лет понадобилось русским писателям, чтобы общими усилиями, невзирая на «стилистические разногласия», переломить «насильственную лозу». Всего несколько лет потребовалось русским писателям на рубеже ХХ и ХХI столетий, чтобы превратить «Муму» в «Звуки Му». Самая ответственная за слово литература в мире обернулась гламурной игрушкой.

Кто из писателей не ёрничая скажет сегодня вослед Радищеву: «Не вольны правители отлучать народ от правды»? «Никто, похоже, больше не тушил – отступились…» – писал В. Распутин в «Пожаре» четверть века назад. Вытащив из русской классики всё, что «можно было вынести», литературные архаровцы продолжают пляски на пепелище. В главе «Тосна» Путешественник встречает в станционной избе литератора, который всучивает ему свой труд. Путешественник даёт графоману совет, «что, приехав в Петербург, он продал бы бумагу свою на вес разносчикам для обвёртки». Стране гастарбайтеров нынешние писания не надобны даже на «обвёртки». Александр Радищев продолжает путь в Илимский острог, имея цель высокую:

Дорогу проложить, где не
бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе
и в стихах…

Продолжение темы:

Владимир КАЗАРЕЗОВ
    Разрыв цепи

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS