В Санкт-Петербурге прошла отчётно-выборная конференция регионального отделения Литфонда России. Новым председателем правления избран прозаик Николай Коняев. Директор отделения, назначаемый Литфондом России, прежний – Евгений Невякин. Публикуем две точки зрения на литфондовский кризис отнюдь не городского масштаба.
Последую примеру уважаемого коллеги Александра Ковалёва: без фамилий так без фамилий. Но по иной причине.
Тридцать лет назад я написал диссертацию о том, как создавался в 1859 году Литературный фонд (Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным – таково было его пространное наименование наряду с кратким) и о первых десяти годах его работы. Мне довелось тогда впервые обратиться к подлинным архивным материалам – а сохранились и протоколы заседаний комитета (аналог нынешнего правления), и годовые отчёты его Ревизионной комиссии, прошения писателей о пособии и так далее. Я не стану называть даже фамилии тех, кто возглавлял тогда Комитет Литфонда и входил в него и в Ревизионную комиссию (раз уж договорились без персоналий). Дело в другом. Собрались вместе несколько совестливых и ответственных россиян и основали благотворительный фонд для материальной помощи собратьям-писателям.
Тогдашних, так сказать, отцов-основателей сменяли иные люди, но неизменным оставалось понимание ими единственной задачи Литфонда. Она и сейчас первым пунктом записана в Уставе Литературного фонда России и в положениях его региональных отделений. Вот только люди изменились. Как говорилось в одном хорошем фильме: тут что-то с совестью…
Отчётно-перевыборная конференция Санкт-Петербургского отделения Литфонда (впервые, между прочим, за восемь лет). Докладывает председатель правления. Ни слова о том, кому из своих товарищей за это время и в каком объёме оказали материальную помощь. Докладывает директор. И он ни слова не говорит о том, как Литературный фонд выполнял свою главную задачу. Речи обоих только об одном: о недвижимом имуществе – Доме творчества писателей в Комарове. Наконец апогей абсурда: «Это не благотворительная организация», – заявляет один из ответственных работников Литературного фонда!
Коли у этих людей нет осознания того, для чего создана общественная организация, которой они руководят, то понятно, почему ничтожно число получателей пособий, а самого пособия хватает лишь на два с половиной килограмма говядины (по петербургским ценам). В нынешний Литературный фонд, позиционирующий себя не как благотворительную организацию и озабоченный только имущественными проблемами, и обращаться-то должно быть неловко: важные люди заняты более серьёзными вопросами. А за унизительным по размеру пособием пойдёшь разве что в каком-то крайнем случае.
Не хочется говорить банальности, но некий вариант порчи людей квартирным вопросом, к сожалению, имеется и здесь.
Я уважаю чувства тех, для кого с Домом творчества писателей в Комарове связаны дорогие сердцу воспоминания – и о работе, и об отдыхе. Я от души сочувствую людям, для которых Дом творчества – единственное место, куда они могут выехать из своей квартиры, а прекращение его функционирования для таких людей означает болезненную изоляцию от мира природы.
Но я не могу согласиться с безответственной деформацией основной задачи Литературного фонда и сведением его благотворительной деятельности к позорно ничтожному минимуму.
Теперь о квартирном вопросе – то бишь о судьбе Дома творчества писателей в Комарове.
Поскольку за время своего существования Литературный фонд России оброс недвижимостью, то её содержание в надлежащем – действующем – состоянии является неизбежной обязанностью Литфонда и записано в его уставе. Странным, на мой взгляд, образом за те несколько последних лет, что Дом творчества перестал функционировать, вопросы финансирования его восстановления упираются всякий раз в одну и ту же персону (тут противоестественно не назвать) – директора Литературного фонда России И. Переверзина. По его мановению деньги даются или не даются. Структура нашей общественной организации такова, что все вопросы её жизнедеятельности, тем более управления собственностью, должны решаться коллегиально, а не зависеть от доброй или злой воли (или безволия) одного лица. И надо требовать от уполномоченного на то президиума Литературного фонда России принятия безусловного решения о финансировании восстановления Дома творчества писателей в Комарове.
Но вот какая тут проблема.
Для принятия такого решения Петербургское отделение Литфонда должно предъявить обоснованный бизнес-план. А потом надо проконтролировать его грамотное и честное исполнение. Как ни крути – всё упирается в персоналии. В ответственных и совестливых людей.
, председатель Ревизионной комиссии Санкт-Петербургского отделения Литературного фонда России