С большой симпатией отношусь к Александру Домогарову, Виктории Исаковой, Андрею Леонову, Василию Мищенко и другим участникам сериала, посвящённого выдающемуся советскому разведчику – они не виноваты, все претензии к сценарию, в котором представлена очень странная версия биографии героя.
Рихард Зорге был не понурым меланхоликом, а крайне интересной личностью, обаятельнейшим жизнелюбом и выдающимся разведчиком. Главное из свершённого: он узнал и сообщил в Москву, что японцы не вступят в войну с Россией до начала 42-го года, что позволило осенью 41-го направить сибирские дивизии на спасение столицы.
В сериале же нас кормят фальсификатом. Зорге не сообщал, что немцы нападут на СССР 22 июня, он называл другое время начала войны – конец мая, потом – 15 июня, потом – конец июня. Но создателям фильма нужно убедить зрителя, что Москва злостно не внимала предупреждениям Зорге. Ничего не говорится о мощной завесе дезинформации, которой немецкая разведка окутала дату начала войны. Зато придумали, что Москва прислала в Токио к соратнику разведчика Максу Клаузену агента с ядом, чтобы Клаузен им отравил Зорге! Зачем на пирушке по случаю начала войны Зорге напивается в дым и кричит нацистам, что Германия никогда не победит Россию? Зачем придумали роман героя с женой посла, а про то, что у Зорге в Москве осталась русская жена, да и про то, что сам он по матери русский, забыли. Таких «зачем» и «почему» очень много.
Да, в жизни Рихарда Зорге много загадок, но сейчас о нём известно гораздо больше, чем в хрущёвские времена, когда по СССР прогремел французский фильм «Кто вы, доктор Зорге?». Но эти знания нынешним интерпретаторам не нужны. И полная приключений жизнь великого разведчика предстала скучной, анемично-истеричной мелодрамой.
Поля Куликова