К самому факту существования в Москве этого музея в обществе относятся по-разному. Кто-то считает, что это место, где «ковыряются» в печальных страницах советской истории и тем самым бросают тень на славное прошлое СССР. А кто-то полагает, что история была такой, какой была – и героической, и трагической, – и как тогда перечеркнуть одно и оставить только другое? Как бы там ни было, музей набирает авторитет, его посещают и москвичи, и гости столицы, всё больше студентов и школьников.
На днях открылась новая экспозиция, посвящённая 90-летию основания Магадана и 80-летию с момента присвоения ему статуса города. Честно говоря, в этот раз шёл в музей в расчёте повидаться с легендарным золотопромышленником, а также, как его называли, «золотым другом Высоцкого», первым легальным советским миллионером Вадимом Тумановым. Не очень рассчитывал, что он придёт, – ведь Вадиму Ивановичу 1 сентября исполнилось 92 года. Но он пришёл, и мы коротко побеседовали. Фрагмент беседы – в конце заметки. А пока слово директору музея Роману Романову.
– Выставка рассказывает, – отметил он, – об уникальных исторических, территориальных и социально-экономических особенностях Магаданской области, о её культурном значении в России и мире. Мы создали VR-фильм. В очках виртуальной реальности можно увидеть реку Колыму, каньоны, озёра. Преодолевая леса и сопки, обнаружить разрушенные бараки лагерного пункта «Днепровский» – тут заключённые ГУЛАГа добывали оловянную руду. Можно подняться к символу трагической страницы истории Магадана – монументу работы Эрнста Неизвестного «Маска скорби». Виртуальное путешествие покажет и то, чем живёт Колыма сегодня...
Конечно, мне захотелось посмотреть фильм, но очередь за «очками виртуальной реальности» была велика, а времени – мало. Зато удалось увидеть фотографии магаданских фотомастеров, 16 графических работ – офортов магаданского художника Сергея Шумилина. Сдержанная техника офорта зримо отражает суровые пейзажи края. В архитектурном пейзаже, представленном в работах «Заборы. Учреждения» (1990), «Магаданская архитектура-I, II» (1990), испытываешь ощущение тоски и безысходности: от распахнутых дверей, болтающихся на столбах оборванных проводов, полуобвалившихся крыш веет ужасом прошлого.
Именно об этом хотел спросить самого Вадима Ивановича. Напомню, в 1948 году, когда Туманову было 20 лет и он работал третьим помощником капитана парохода «Уралмаш», его арестовали во Владивостоке и осудили на 8 лет лагерей (58-я статья, пункты 6, 8 и 10 – «шпионаж, террор, антисоветская агитация»). Позже он говорил, что осуждён был «за любовь к Сергею Есенину». Восемь лет Туманов провёл в тюрьмах и лагерях Севвостлага, восемь раз бежал, после чего срок вырос до 25 лет. После смерти Сталина, в июле 1956-го, Туманова освободили, признав невиновным, со снятием судимости и поражения в правах. Человек он яркий и необычный (на снимке вверху он выступает на открытии выставки). Не случайно Владимир Высоцкий на подаренном Туманову своём фотопортрете оставил слова: «Счастлив, что перехлестнулись наши судьбы». По сей день Туманов сохраняет бодрость и чувство юмора, в чём я убедился, поговорив с ним.
– Вадим Иванович, какое значение придаёте выставке?
– Я ещё не успел осмотреть. Но Магадан для меня не просто снежная Колыма и золото. Хотя я проработал там 17 лет без одного месяца и добыл вместе с товарищами пятьсот тонн золота для страны. Если же о выставке, то для меня важен один момент. Вот, знаете, сейчас Сталина снова поднимают на щит… А нужна правда о том времени…
– Молодые должны видеть картину во всей полноте?
– Конечно. Обязательно. Многое могут узнать также из моего романа «Всё потерять – и вновь начать с мечты…». Недавно он вышел во Франции под названием «Когда ты будешь человек». Мне нравится название! Книгу можно купить только в одном книжном магазине – в «Москве» на Тверской. Почитайте. Если не понравится, я вам верну деньги (смеётся).
Надеюсь, скоро приобрету книгу, а деньги Вадиму Ивановичу возвращать не придётся. Выставка же о магаданском крае будет проходить в музее до 29 сентября.