Ей выпала удивительная судьба, исполненная счастливых моментов и тревог, разочарований и радости заслуженных побед. Всегда и в любой ситуации Марина Голдовская оставалась добрым, скромным и в высшей степени достойным человеком, готовым протянуть руку помощи и поддержать в трудной ситуации коллег, студентов. Наверное, это и есть самая высокая добродетель, данная от Бога всем, но реально осуществляемая только избранными.
Заслуженный деятель искусств РСФСР М.Е. Голдовская родилась в Москве в семье профессора ВГИКа, известного советского инженера в области кинотехники Евсея Михайловича Голдовского (1903–1971). Окончила операторское отделение ВГИКа, творческую мастерскую оператора и режиссёра Б.М. Волчка. Кинооператор и режиссёр творческого объединения «Экран» Центрального телевидения, создатель более 30 документальных фильмов. Член Союза кинематографистов РФ и Союза журналистов России. Доктор искусствоведения, автор книг «Творчество и техника», «Человек крупным планом», «Женщина с киноаппаратом», научных трудов и монографий, посвящённых киноискусству и профессии оператора. Сын – известный сценарист, режиссёр и продюсер Сергей Ливнев, автор сценария (совместно с С.А. Соловьёвым) легендарного фильма «Асса» (1988).
В начале 1989 года вышел её знаменитый документальный фильм «Власть Соловецкая» и сразу стал событием в кинодокументалистике, совершил переворот в сознании соотечественников и в документальном кино.
С 1966 по 1993 год Голдовская преподавала на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Показательный и одновременно любопытный факт: она предпочитала работать именно на телевизионном отделении журфака МГУ, а не во ВГИКе – кузнице кинематографических кадров. Она чётко понимала, какое значение для будущих телевизионщиков имеет её метод операторского наблюдения. На кафедре телевидения и радиовещания Марина Евсеевна вела свою творческую мастерскую, но это была не просто преподавательская работа. Каждое появление Марины Евсеевны в учебной телестудии было подобно появлению феи Сирени из сказки Ш. Перро «Спящая красавица» или доброй волшебницы из «Золушки». Элегантная, стройная, всегда приветливая, с лучезарной улыбкой на лице, входила в аудиторию – и начинались чудеса…
Опытный кинематографист и педагог, уже тогда она чувствовала специфику телевизионной конъюнктуры: если кинозритель, заплатив деньги за билет, не покинет киносеанс из принципа – должен досмотреть, то телевидение с его изначальным плюрализмом стимулирует авторскую группу телепередачи или фильма удержать зрителя любой ценой перед экраном. Добиться такого эффекта можно, лишь предложив не только уникальный тематический материал, но и его экранное воплощение.
Марина Голдовская не боялась экспериментов: охотно давала необходимые для получения кинокамеры в техническом отделе учебной телестудии разрешения на самостоятельную съёмку, не разделяла занятия в своей творческой мастерской на теоретические и практические, на лекции и семинары. Это был постоянный непрерывный мастер-класс, выражаясь современным языком – «интерактивные занятия», где главная роль была отведена студентам.
В то время тележурналистов не обучали искусству операторской работы. Глубоко убеждённая в гармоничном сочетании теоретических и практических знаний всех основных и смежных телевизионных профессий и специальностей, М. Голдовская в обязательном порядке давала на занятиях студентам журфака основы, азы профессии оператора и даже монтажёра. Как указать оператору на его очевидные ошибки: нечёткость изображения, расфокус, «плавающий» кадр? Объяснить, каким способом ты хочешь запечатлеть на киноплёнке определённый кадр, продуманный и выстроенный в твоём воображении. Без знаний процесса кино- и видеосъёмки это невозможно. Те же установки в отношении монтажа. Разве не интересно дотронуться своими руками до важнейшей составляющей будущего экранного произведения – киноплёнки с отснятым своими же неимоверными усилиями исходным киноматериалом? А как самостоятельно срезать единственный лишний кадр так, чтобы добавить динамики экранных событий без ущерба для будущего репортажа, очерка или фильма?
Прежде чем доверить студенту 16-миллиметровую кинокамеру и проведение съёмок, М.Е. Голдовская предлагала своеобразную «карточную игру». Будущий оператор должен был описать содержание каждого кадра на небольших листах бумаги, а затем представить бумажную экспликацию своего будущего произведения: выстроить кадры в том порядке, как он их видит в окончательном варианте, одновременно комментируя, каким операторским способом и методом он собирается проводить съёмку каждого кадра. Аналогичный метод использовался в процессе просмотра и обсуждения отснятого киноматериала. Голдовская не комментировала экранное зрелище бурными эмоциями позитивного или негативного содержания. После просмотра первого «исходника» начиналось детальное обсуждение ошибок и наиболее удачных моментов. Марина Евсеевна хотела в первую очередь услышать личную мотивацию, аргументацию автора-дебютанта в защиту своего съёмочного эксперимента.
Монтаж будущего экранного произведения проходил в режиме индивидуальных занятий. Марина Евсеевна работала практически персонально с каждым студентом, погружалась в авторский замысел начинающего кинодокументалиста или телепублициста, делилась практическими советами, открывала тайны своего режиссёрского мастерства. Её стараниями студенты обрели право делать творческие дипломы – снимать для защиты дипломных проектов короткометражные документальные фильмы. Марина Евсеевна могла сидеть со своими дипломниками до глубокой ночи после командировки, позднего завершения монтажа очередного фильма, обучая дебютанта в ненавязчивой наставнической и увлекательной форме общения премудростям киномонтажа. Накануне защиты дипломных проектов два монтажных стола буквально дымились от наплыва работы. Студенты дышали в затылок друг другу, монтажёры только успевали приклеить последний ракорд, а рядом уже сидел следующий «искатель счастья». И во главе творческого процесса стояла Марина Евсеевна Голдовская.
Свой колоссальный профессиональный опыт на мировом уровне она передавала в должности профессора Киношколы университета Южной Каролины (США), Марина Евсеевна продолжала работать со своими студентами по той же творческо-педагогической схеме и имеет такой же оглушительный успех, как и много лет назад в СССР. «Я говорю студентам с первого дня: «Ребята, если хотите что-то понять, не смейте выходить, не смейте разговаривать! У меня, если бы студент хоть раз ответил на звонок мобильного, вылетел бы из аудитории немедленно!» – рассказывала она в одном из интервью.
Когда я был счастливым студентом творческой мастерской Голдовской, такой ситуации не могло быть по определению: не было сотовой связи и интернета. Однако именно благодаря Марине Евсеевне мы ощущали полноту жизни и любовались красотой Богом созданного мира в полном объёме. Её занятия были для нас и моноспектаклем, и диалогом, и непременно встречей с интересными людьми. Никто никогда не знал, кто сегодня будет гостем творческой мастерской – живые классики советского художественного кино, друзья её знаменитого отца – режиссёры Ю.Я. Райзман и В.П. Строева или их заокеанский коллега Ричард Ликок.
В 2011 году в программе Второго Всероссийского кинофестиваля «Профессия журналист» с большим успехом прошла её документальная трилогия «Три песни о Родине».
А следующий фильм, «Горький вкус свободы», был посвящён известной журналистке и правозащитнице Анне Политковской, трагически погибшей в Москве 7 октября 2006 года. Мог ли предположить глашатай «перестроечной» тележурналистики, один из ведущих легендарного «Взгляда» Александр Политковский, студент М.Е. Голдовской, когда работал под её руководством над дипломным фильмом «Этюд под снегом», что тридцать лет спустя именно она воздаст последние профессиональные почести его погибшей супруге…
Кирилл Барышников, кандидат филологических наук