В рамках федерального направления «Большие гастроли» в Санкт-Петербурге с успехом прошли гастроли Московского Государственного театра «Ленком Марка Захарова». Масштабный проект организован ФГБУК Росконцерт и Театральным агентством «Царская ложа».
Следует отметить, что данное федеральное направление включает гастроли ведущих театров страны во всех 85 субъектах Российской Федерации и странах ближнего зарубежья. Благодаря программам «Большие гастроли» и «Мы – Россия» зрители знакомятся с лучшими постановками российских и русских зарубежных театров, с концертными программами выдающихся отечественных коллективов.
В конце октября легендарный театр «Ленком Марка Захарова» отметит 95-летие. Именно к этой знаменательной дате и были приурочены «Большие гастроли театра» в Северной столице. Именитая труппа показала свои знаковые спектакли, поставленные Марком Захаровым: «Женитьба», «Поминальная молитва» и «Юнона и Авось». В них заняты ведущие актёры театра: народные артисты России Александр Збруев, Виктор Раков, Иван Агапов, Татьяна Кравченко, Сергей Степанченко, Владимир Юматов, Александр Сирин, Дмитрий Певцов, заслуженные артисты России Олеся Железняк, Ирина Серова, Игорь Фокин, молодые артисты, также хорошо знакомые зрителю. Гастроли прошли на сцене ДК «Выборгский», который, как и многие питерские Дворцы культуры, является образцовой сценической площадкой, облюбованной публикой. И в этом Питер выгодно отличается от Москвы, где «культурный статус» Дворцов культуры, увы, значительно ниже.
На встречу с журналистами, посвящённую открытию гастролей, которую окрестили пресс-конференцией народных артистов, пришли те, кого хорошо знают, любят и давно ждали. Кто не смог присутствовать лично, подключился к популярной нынче онлайн-трансляции. В легендарном особняке Дома журналистов всенародно любимых мастеров театра и кино встретили по-питерски гостеприимно – чаем с разнообразными десертами, затем усадили на сцену большого зала и долго расспрашивали о планах, о культуре, да и не только о ней. Известные артисты признались, что таких больших гастролей в Петербурге не было много лет, и они с ностальгией вспомнили те времена, когда могли привезти в любой город большой страны, в том числе в Ленинград, практически весь свой репертуар. Патриарх «Ленкома» Александр Збруев, более 60 лет преданный одному театру, рассказал про первые гастроли в Ленинграде с Марком Захаровым. Тогда привезли спектакль «Автоград-21», с которого началось восхождение режиссёра на олимп славы. Именитый артист вспомнил своих товарищей, актёров БДТ, других ленинградско-петербургских театров, о том, как после показа Михаил Боярский спросил: «А нас не посадят?» Ведь спектакль для того времени был настоящим откровением. Збруев признался, что кумирами для него и московских коллег долгие годы были артисты БДТ во главе с Георгием Товстоноговым.
Народный артист РФ Иван Агапов вспомнил самые напряжённые питерские гастроли театра, которые 30 лет назад выпали на дни путча, когда все артисты непрерывно звонили в Москву, где разворачивались драматические события.
Заслуженная артистка РФ Олеся Железняк рассказала о непростой работе над восстановлением спектакля Марка Захарова «Поминальная молитва», который обрёл вторую жизнь полтора года назад благодаря директору театра заслуженному деятелю искусств РФ Марку Варшаверу, принявшему нелёгкое решение и возглавившему данный проект, а также народному артисту РФ Александру Лазареву – режиссёру восстановления театрального шедевра. Руководитель литературно-драматургической части театра заслуженный деятель искусств РФ Ирина Горюнова подчеркнула, что 28 сентября, в день памяти Марка Анатольевича Захарова, «Поминальную молитву» посвятят любимому Мастеру. А один из спектаклей – «Юнона и Авось» на сцене ДК «Выборгский» пройдёт 1800-й раз. Директор петербургского театрального агентства «Царская ложа» Нина Бови, давний партнёр «Ленкома», напомнила, что 1000-й спектакль легендарной постановки также пришёлся на питерские гастроли. Петербуржцы узнали о новых постановках и грядущих премьерах «Ленкома», которые руководитель театра Марк Варшавер подарил москвичам вместе с такими режиссёрами, как Дмитрий Астрахан, Антон Яковлев, Роман Самгин.
Ответил на вопросы журналистов и гостей встречи с ленкомовцами недавно назначенный главный режиссёр театра Алексей Франдетти. Он пока не приступил к постановочному процессу в московском театре, куда был приглашён директором Марком Варшавером. Зато многократный обладатель «Золотой маски», хорошо известный в Петербурге своими работами, начал репетиции «Обыкновенного чуда» в питерском ТЮЗе. Первым спектаклем Алексея Франдетти в «Ленкоме Марка Захарова» станет хип-хоп-опера «Маяковский» к 130-летию со дня рождения поэта. Музыкальным продюсером спектакля выступят Василий Вакуленко (Баста) и команда Gasgolder. А следующая работа главного режиссёра будет посвящена Марине Цветаевой.
Не обошли на встрече болевые точки сегодняшнего дня. Как театр должен взаимодействовать со зрителем? Какой репертуар формировать и какую роль играть в жизни людей в нынешнее непростое для россиян время? Все эти вопросы, конечно, волнуют деятелей культуры двух столиц. Олеся Железняк откровенно призналась, как нелегко сегодня играть комедийные роли, за которые актрису особенно любит зритель. Но когда слышит такие признания: «Спасибо вам, мы сегодня перестали плакать и начали смеяться», её сомнения рассеиваются. Алексей Франдетти считает, что сегодня у театра особая роль. Он процитировал любимых им братьев Стругацких, которые говорили, что хирургов и костоломов у нас достаточно, а вот терапевтов недостаёт… «Ленком» и есть тот театр, который занимается этой важной терапией», – заключил режиссёр.
И это полностью подтвердилось, когда с маленькой сцены Дома журналистов артисты «Ленкома» переместились на сцену двухтысячного зала Дворца культуры «Выборгский» и семь дней под нескончаемые овации дарили любимому городу на Неве своё неповторимое мастерство, уникальный профессионализм, яркие эмоции, слёзы и смех. И этот каскад столь нужных сегодня эмоций таких разных героев, таких разных авторов и таких разных артистов, объединённых одним режиссёрским гением Марка Захарова, создавшего все три уникальных спектакля, вновь доказал, что театр, который он покинул три года назад, жив, востребован и очень любим.
В зале – аншлаг!
Олеся Железняк и Сергей Степанченко в спектакле «Поминальная молитва»