Абсолютно каждый житель столицы, принявший участие в волеизъявлении по поправкам в Конституцию страны, покидал свой территориальный участок для голосования не с пустыми руками. Пришедшие сделать выбор получали на УИКах сертификаты на товары и услуги и автоматически становились участниками масштабной антикризисной акции «Миллион призов», организованной столичными властями и социально ответственным бизнесом для преодоления негативных факторов, вызванных пандемией коронавируса. От карантинного режима, как известно, пострадали не только граждане, но и городская экономика в целом.
Московская акция стартовала в прошлый четверг. Участники её имеют уникальную возможность выиграть один из двух миллионов призов (скидок и бонусов) номиналом от 1 до 4 тысяч баллов (один балл равен одному рублю): продовольственные и непродовольственные товары, товары для дома и спорта, аптечные товары, посещение кафе и ресторанов, пополнение карты «Тройка», билеты в музеи, театры и кино. Их можно потратить до 31 января 2020 года. Кроме того, есть возможность перечислить выигрыш на благотворительные цели. Розыгрыши проводятся каждый день с 25 июня по 2 июля путём случайного отбора компьютерной жеребьёвкой. Победители акции объявляются ежедневно в 08.30 на следующий день после розыгрыша на официальном сайте акции ag-vmeste.ru, а также на портале mos.ru и на сайте Московской торгово-промышленной палаты.
Сразу нужно понять: «Миллион призов» не признательность власти за голосование. Референдум по поправкам стал всего лишь механизмом запуска сопряженного с ним социального и потенциально эффективного экономического проекта для реального стимулирования потребительского спроса и последующего оживления мелкого и среднего бизнеса в городе. Недаром столичные компании проявили к «Миллиону призов» повышенный интерес – в программе их участвует более восьмидесяти. Ведь горожане получают эквивалент денег, а товарные сети и сфера услуг – платёжеспособный спрос. Всё это в целом должно благоприятно отразиться на городской экономике. Намного эффективнее простой раздачи денег населению, потому что теперь есть гарантия, что средства получит именно столичный бизнес. Москвичи сами выберут, куда и как потратить бонусные баллы (рубли), поскольку те не привязаны к какому-то конкретному магазину или ресторану.
Программа субсидирования потребительского спроса «Миллион призов», благодаря которой жители Москвы получают сертификаты в магазины и рестораны города, разработана на основе лучших международных практик. Что-то похожее сейчас происходит в Китае, где власти около 50 муниципалитетов выдают населению цифровые купоны, с помощью которых можно оплатить товары и услуги в течение определённого периода времени. В Италии работающим родителям предлагался специальный ваучер на 600 евро для компенсации услуг няни. Он был доступен семьям, имеющим детей младше 12 лет. Выдача сертификатов на товары и услуги рассматривается как приоритетный путь помощи населению в США. И в этом ряду московская акция — одна из наиболее масштабных, хоть и проводится впервые.
– Основная идея программы –помочь людям купить то, что в первую очередь необходимо: продукты и так далее, – отмечает Олег Шибанов, заместитель первого проректора по академическим вопросам Российской экономической школы. – Расходы, которые пошли бы в другую сферу экономики, например на выплату кредита, были бы не оптимальным решением. Подобные базовые программы помощи нужны именно во время мирового кризиса. В другое время они выглядят нелогичными. Такие ваучеры и талоны – они не только в развивающихся странах, они точно так же и в развитых странах используются. Люди могут позволить себе на эти дополнительные средства именно целевые расходы.
К 1 июля в Москве состоялось уже шесть розыгрышей программы «Миллион призов». Число выигрышных кодов участников приблизилось к полутора миллионам. Как показывает статистика, столичные жители чаще всего выбирают для погашения своих сертификатов таких партнёров акции, как метрополитен, магазины «Дикси» и «Детский мир», сеть аптек «Столички». Со 2 июля участники смогут потратить выигрышные баллы на помощь благотворительным организациям, среди которых «Дари еду», «Ника», «Гольфстрим», фонд поддержки слепоглухих людей «Со-единение», «Спешите делать добро!», «Женщины за жизнь» и многие другие.
Виталий Веселовский
Фёдор К, студент спортивно-педагогического колледжа Москомспорта:
– По СМС узнал, что на свой код получу 4000 баллов. Пока ещё не решил, как потрачу. Магазинов, в которых я бываю и где можно погасить эти баллы, очень много – и «Комус» с канцтоварами, и «Зенден», и «Спортмастер». Большой выбор.
Светлана Фёдоровна В., пенсионерка:
– Пожилому человеку что главное? Продукты да лекарства. Свои баллы использую в аптеке и, если что останется, в «Перекрёстке» на еду. Хорошо, что срок до 31 декабря, значит, баллы точно не пропадут, успею потратить.