Представлено было 180 работ – живопись, рисунки, гравюры – малая часть из созданного великим мастером за долгую и яркую творческую жизнь, ведь он занимался не только живописью и скульптурой, а ещё и писал поэмы, философские трактаты, снимал фильмы, конструировал мебель…
Если бы испанский художник сам мог увидеть эту огромную очередь, которая совсем недавно выстраивалась на Манежной площади, чтобы посмотреть его картины, то непременно отразил бы это событие в своём творчестве. Ещё бы! Самый центр Москвы. Рядом – Красная площадь, Кремль, Александровский сад, наконец, Мавзолей, где когда-то наблюдались точно такие же очереди… Для любого художника с неординарным ассоциативным мышлением подобный ракурс и такой сюжет – просто находка!
Сальвадор Дали наверняка написал бы на эту тему нечто совершенно неординарное. Ведь он – один из самых известных представителей сюрреализма, а это направление авангардного искусства основано на использовании всевозможных аллюзий и парадоксов. Преодолевая изжившие себя условности академического искусства, сюрреализм, по мнению Дали, выплёскивает наружу прежде всего наше бессознательное и выражает его в виде самых причудливых фантасмагорических форм. В этот момент духовное легко отделяется от материального, а потому не нужна никакая оглядка на реальность и привычное мышление. Полная свобода мысли позволяет художнику объединять объекты без какой-либо логической связи.
Но большой вопрос в том, как окончательно формулирует живописец своё творческое кредо. Ведь, сознательно создавая образ художника-провокатора, он всеми силами поддерживал не естественный, а искусственно созданный образ безумца, который либо эпатирует публику своим поведением, либо предвосхищает в своих работах какие-то ужасные события, нагнетая тревогу использованием серого, голубого и особенно коричневого и бежевого цветов. Он отлично понимает, что и у нас, зрителей, присутствует внутри то сокровенное, а по Фрейду – подсознательное: тайные желания, инстинкты, привычки, о которых было бы желательно никому не знать… И он, художник, всеми силами пытается вытащить из нас это подсознательное и тайное, запретное и противоречивое, не самое хорошее, что есть внутри нас, а подчас и совсем постыдное... Но всё это «не самое хорошее» – неосознанное и несовершенное – ему необходимо как воздух. Потому что всё это – его пища, его хлеб, его сила. Наши несовершенства и пороки нужны ему, чтобы крепко держать нас в орбите своего экзальтированного энергетического поля, а по сути – в своей власти, всё более и более вовлекая нас в созданную им по законам искусства эстетику ужасного.
Именно законы искусства, которые и Сальвадор Дали, и другие, также прекрасно образованные, художники-сюрреалисты изучили самым тщательным образом, отличают их работы от картин художников-самоучек, абсолютных дилетантов в искусстве и страдающих раздвоением сознания не по моде, не ради пиара, а лишь только потому, что они нездоровы душевно. Я видела много таких картин, созданных больными психиатрических клиник: у меня в семье есть психиатры. Потому знакомство с творчеством художников-сюрреалистов, даже с таким великим, как Сальвадор Дали, в своё время не стало для меня откровением или открытием. Поверьте: и художники-сюрреалисты, и душевнобольные «художники-любители» одержимы в своём творчестве одинаковыми страстями и проблемами… Вопрос, повторяю, только в уровне таланта и в профессиональном или даже гениальном, как у Дали, решении этой темы...
И вот тут возникает другой вопрос: почему уже столько лет так фантастически притягательно искусство художника, в котором очень мало искреннего и настоящего?
На мой взгляд, вся жизнь Сальвадора Дали состояла из противоречий и откровенного притворства. От природы он был страшно закомплексованным человеком, любил одиночество, а на людях носил маску шута и постоянно эпатировал публику своим неординарным поведением. Он цинично «продавал» образ безумца, потому что понял: на это есть спрос! За это платят хорошие деньги! До сих пор живы легенды о великой гармонии семейного и творческого союза Галы и Дали, хотя на самом деле каждый из них был страшно одинок...
Сальвадор Дали всеми силами показывает нам, что может, умеет предчувствовать будущее, но при этом в его работах совершенно не чувствуется тревоги за это будущее, тревоги за человечество и конкретного человека. Его картины всякий раз напоминают сложные алгебраические уравнения со многими неизвестными. Некоторые зрители успешно решают эти уравнения самостоятельно. Кому-то приходят на помощь искусствоведы, благодаря которым можно было прийти на выставку в «Манеж» полностью подготовленным к восприятию этого искусства. Но как бы точно ни разгадали вы образы Сальвадора Дали, вы не найдёте в его картинах самого главного, без чего не может и не должно существовать искусство, – любви. Не случайно управляющий домом Сальвадора Дали сказал после его смерти: «Этот человек завоевал мировую славу, но при этом он никогда никого не любил...»
От душевного холода, который пронизывает картины великого испанца, у меня стынет кровь. На выставке в Москве меня не покидало чувство, будто меня посадили в некий космический корабль и отправили… на Марс, где мне неуютно, холодно и одиноко. Очень странное ощущение, согласитесь, но ничего не поделать, если моё «бессознательное» именно так откликнулось на окружившую меня в «Манеже» аллегорию сложных образов «в коричнево-бежевом, сером и синем». (Отмечу: оформление пространства выставочного зала выполнено блестяще!)
Имидж художника-провокатора и как бы безумца Дали активно поддерживал. Кирилл Каллиников / РИА новости
Мне хочется вернуться на Землю, мне нужен глоток воздуха, которого нет на Марсе, и ещё какая-то мощная энергетическая поддержка: иначе притяжение чужой планеты не преодолеть...
Меня спасает мой телефон, точнее, его компьютерная сущность, которая открывает доступ не в нарисованный, а в реальный космос. Я нажимаю на нужную клавишу – и вот она, фотография моей любимой картины «Композиция», которую я называю «Версия о сотворении мира». Не знаю в мировой живописи другой картины, где бы так сильно, образно и красиво было изображено то, что мы называем «огонь в душе». Небольшая работа, написанная на бумаге в смешанной технике в 1970 году. Её автор – известный и в Советском Союзе, и за рубежом и, к счастью, признанный ещё при жизни новосибирский художник Николай Демьянович Грицюк (1922–1976). Коренной сибиряк. Участник Великой Отечественной войны. Выпускник Московского текстильного института. Основоположник второй волны русского авангарда. С некоторых пор – любимейший художник французской богемы. (И вдобавок отмечу: автор нескольких серий поистине сказочных работ о любимой им Москве и Ленинграде.)
Он жил с Сальвадором Дали в одно время. Так же, как и Дали, исследовал окружающий мир ассоциативно и иррационально, так же раскладывал его на части и атомы, так же существовал в системе придуманных образов, знаков и символов... Но как иначе звучит музыка этого ассоциативного ряда! Сколько любви и душевного тепла льётся от акварелей и пастельных рисунков, как захватывает дух от того, как изысканно художник распоряжается цветом, создавая в каждой своей работе волшебную вязь роскошного образного ряда. Это не просто иное видение мира. Это иная эстетика, иное воспитание и иная культура. Это русское искусство в его самом полном и ярком цвете. И ему, как и представителям русского авангарда начала 20-х годов ХХ века, не нужны были образы на грани запретного, или лужи крови, вытекающие из женской брюшной полости, или львиные головы, изображающие влагалища, или вызывающие отвращение насекомые… Сейчас этой эстетике, представляющей так называемое концептуальное искусство, открыты выставочные залы всего мира. Вход свободный.
Ирина Семенюта